Нужно ли кому-нибудь графоманство?
Определение графомании - патологическое стремление к многописательству, к сочинению произведений, претендующих на публикацию в литературных изданиях, псевдонаучных трактатов и т. п. Страдающий графоманией может сочинять «научные труды» в областях, в которых не разбирается, писа́ть художественные произведения при полном отсутствии каких бы то ни было творческих способностей. Написанное графоманами большей частью банально или даже бессмысленно по содержанию.
В рассказе Набокова «Уста к устам» приводится пример такого графомана, который платит за то чтобы его роман был напечатан в газете.
Ну, когда графомана, так четко определил великий писатель – это дело понятное. Но как отличить графомана от писателя скажем здесь на Голосе? Ведь граница талантливого сильно размыта. Как найти эту черту, выше которой ты – плохой писатель, а ниже уже хороший графоман. Наверное, каждый писатель в Голосе думает «Я поверх черты. Так как я пишу – это писательство, а вот хуже – это уже графоманство.»
Но ведь это относительно. Я недавно где-то читал комментарий, (назовем этого человека Х), где господин Х признавался, что не может без тошноты читать ни одного стихотворения на Голосе. Вот те на. А я читал много стихотворений, которые мне очень нравились, даже восхищали. Видимо стихотворная планка господина Х стоит очень высоко, а моя, наверное низко. То-же самое происходит, наверное, и с прозой. Может быть моя собственная проза, в глазах подобного строгого критика, выглядит графоманством?
Если ты например графоман программист – то ему поможет в этом разобраться компьютер. Сама вселенная заявит ему о тщедушности его замысла и о беспомощности его ремесленного уровня – и его программа просто не будет работать.
У художника же (в широком смысле этого слова) такого точного критика нет. Он или она должны быть самокритичным и как пушкинский Сальери «я жег мой труд и холодно смотрел, как мысль моя и звуки с ней рожденны... пылая с легким дымом исчезают.»
А здесь на Голосе ситуация другая - нужно каждый день что-то поставлять «на-гора», а то все тебя забудут к чертовой матери. Вообще, в ситуации Голоса или Стима, когда за электронное перо взялись столько непривычных к этому людей, из-за возможности получить вознаграждение, наверное есть большой процент графоманства, ну чисто статистически. Люди которые долгое время писали в ящик и у которых, наконец, появилась возможность увидеть свои творения опубликованными да еще и с картинками.
И такое может кому-то нравится, даже очень. Вкусы ведь сильно разнятся. Одному подавай Венеру Милосскую, а другому просто голая попа подойдет, вне зависимости ее географического или исторического происхождения. Я говорю это без тени иронии. Так как я сам в этом отношении очень демократичен, интернационален и без каких-либо расовых предрассудков.
Например в романе Ремарка «Тени в раю» приводится такой случай. Протагонист романа – немец антифашист работает в Америке оценщиком картин. Волею судеб он стал ценителем искусства, скрываясь два года в запасниках музея, где общался только с картинами. По долгу службы он посещает дом одного богатого американца и эта встреча приводит его в замешательство. Он удивляется несоответствию грубоватого и ограниченного хозяин дома, и утонченного интерьера его дома и развешанных на стенах картин. Его недоумение продолжается до того момента, покуда он не попадает в спальню. Здесь не висели французские импрессионисты, или китайская бронза, а было то, что хозяину дома действительно нравилось – ковры с изображением львов, тигров, т горных козлов, которые можно купить даже на рынке в Тихуане. То-есть его собственный вкус был чрезвычайно мещанским.
Но ведь дурной вкус может быть у огромного количества людей. Я столько разговоров слышал о попсе, ужасном качестве современной музыки, расцвету низкопробной литературы и кино, безграмотности молодого поколения (здесь я стыдливо прикрываюсь рукой, потому что сам обладаю грамматической близорукостью.) Вот что я почерпнул на сайте http://psihomed.com/grafomaniya/
Не люблю общаться с живыми людьми и говорить о бытовухе. Компенсирую свою потребность в общении – пожалуй. Но вот страсти печататься и показывать родным – нет. Наоборот – скрываю от них.
Графоман, все-таки – тоже человек. Никого не убивает, не грабит, не продает наркотиков, не взрывает ресторанов. Сидит себе тихонечко и кропает. Он просто человек, которому нужно поделиться своим внутренним миром.