Cправедливость по-американски - "Три билборда на границе Эббинга, Миссури" Мартина МакДоны
Вполне возможно, что для меня так и останется загадкой каким образом ирландскому режиссеру Мартину МакДоне удалось снять абсолютно русский по духу фильм Три билборда на границе Эббинга, Миссури (Three Billboards Outside Ebbing, Missouri), действие которого разворачивается на Американском юге и великолепно дополняет его предыдущие (культовые) работы - "Залечь на дно в Брюгге" и "Семь Психопатов". Начитавшись положительных отзывов от фестивальных критиков, я был крайне насторожен, но увиденным остался очень доволен и спешу поделиться впечатлениями.
Милдред Хейс (Фрэнсис Макдорманд) расстроена тем, что за семь месяцев расследование гибели ее дочери, которую изнасиловали, а затем сожгли, не сдвинулось ни на йоту и для того чтобы расшевелить местную полицию - шерифа (Вуди Харрельсон) и его недалекого помощника (Сэм Рокуэлл), берет в аренду три рекламных щита на выезде из города.
На билбордах всего три фразы «Изнасилована и убита», «Ни одного ареста», «Как так, шериф Уиллоби?». Щиты становятся главной темой для городских обсуждений и фактически развязывают настоящую войну между сильной женщиной и властями.
Три билборда на границе Эббинга, Миссури - это тот самый случай, когда подробностей сюжета лучше не знать, но, уверен, что фильм не оставит вас равнодушным и постараюсь избежать спойлеров.
Во-первых - это мастерские диалоги, которые МакДона вывел на совершенно запредельный уровень. Шутки сменяются философскими рассуждениями. Cледом за житейской мудростью может проскочить откровенная глупость и это настолько органично, что невозможно сдерживать эмоции и лишь короткий миг отделяет от широкой улыбки до глубокой задумчивости, а то что большинство персонажей, будь то полицейский-расист или влюбленный карлик (Питер Динклейдж) предпочитают изъясняться матом - так это нормально и лишь подчеркивает искренность.
Отдельно могу выделить диалог тапочек Милдред - смешно до слез, но исключительно в контексте повествования.
Второе - конечно же главная героиня. Сильнейшая роль в карьере Фрэнсис МакДорманд и потрясающий, очень коэновский персонаж. Такая не только коня остановит, и на горящий билборд верхом залезет. Сильная, мудрая женщина, которая попала в очень сложную ситуацию и мало того, что погибла дочь, так еще и муж ушел к 19-летней девчонке (Самара Уивинг), а горожане из-за ее характера и непреклонности готовы поднять ее на вилы.
Очень хочется увидеть МакДорманд с "Оскаром" за эту роль - бесподобна и беспощадна, как лесной пожар.
Третье - эволюция персонажей. Громадный плюс фильму можно смело ставить за твисты. Там, где мастера триллера выкидывают финты с сюжетом, МакДона выворачивает персонажей наизнанку - прилежный шериф-семьянин становится настоящим самураем, героиня идет на самые радикальные меры и становится антигероем, но больше всего впечатляют трансформации Сэма Рокуэлла - недалекий комичный реднек-полицейский в духе Дьюи из "Очень страшного кино", ярый расист и негодяй, опьяненный властью превращается в настоящего детектива и это потрясает не меньше чем финальная треть "Бойцовского клуба".
Пожалуй, лучшая роль в его карьере и не исключено, что номинация на "Оскар".
В официальном Российском прокате фильм появится 1 февраля, но я уверен, что официальный дубляж значительно подпортит юмор, так что лучше найти фильм в интернетах с любительским переводом, или, что еще лучше - в оригинале (и с субтитрами).