Не ходите дети в Швецию гулять — «Солнцестояние» Ари Астера
Фильмы студии A24 — это практически всегда смелые эксперименты с популярными жанрами и очень интересный, мало с чем сравнимый опыт, так что я был очень расстроен, когда узнал что новый фильм «Солнцестояние» (Midsommar) Ари Астера минует наш провинциальный кинотеатр.
Пришлось дождаться официального цифрового релиза, который состоялся на этой неделе, и сегодня рад поделиться впечатлениями от увиденного.
Дени (Флоренс Пью) пережила ужасную трагедию — ее сестра, страдающая биполярным расстройством, под Рождество убила себя и родителей.
Спустя несколько месяцев после этого жуткого события ее молодой человек, Кристиан (Джек Рейнор), предлагает сменить обстановку и приглашает ее поехать с его друзьями-антропологами в Швецию, где в отдаленной от цивилизации коммуне Харга проходит удивительное и необычное празднование летнего Солнцестояния.
Девушка соглашается, но даже не представляет каким кошмаром для них обернется эта поездка.
Ари Астер, в недавнем прошлом автор странных короткометражек, блестяще выступил в 2018 году с мрачным оккультным ужастиком «Реинкарнация» и зарекомендовал себя не менее значимым для жанра хоррор автором чем Джордан Пил («Прочь», «Мы») и Роберт Эггерс («Ведьма») и, естественно мало кто ожидал того, что его новый фильм окажется черной комедией о болезненных отношениях, завернутой в жуткий триллер а-ля классический «Плетенный человек» Робина Харди.
Нет, под определенным углом «Солнцестояние» все-таки фильм ужасов, со всеми необходимыми атрибутами — кровь, насилие, жестокие убийства, странные сектанты со своими нормами жизни, выпиливание одного за другим гостей-туристов... Правда в отличии от большинства представителей жанра все происходит не во мраке ночи, а под ярким летним солнышком, на зеленых-презеленых лугах. И под хороводы или аутентичный скандинавский фолк. Это удивляет и местами пугает до чертиков, но, главное - погружает в языческий мир фильма, где даже мимолетно показанные картинки на стенах и полотна с вышивкой предсказывают дальнейшие события.
Безусловно — эти картинки и фрески, чудесная режиссерская находка, и по части скрытых символов в «Солнцестоянии» Астер выходит на совершенно новый для себя уровень. Картина с девочкой и медведем из шведской сказки, стилизованные под «лубочные» картинки изображающие ритуалы Харги, Красный Орел из мифов о викингах, и жуткий «комикс» о женском привороте легко перемешиваются с отсылками к культовому «Сиянию» Стенли Кубрика. Имя героини, эффектный переворот камеры в начале путешествия, одеяло с узором, копирующем пол отеля «Оверлук» и наконец книга с рунами-каракулями, как жирный намек на рассказ Джека Торренса.
Благодаря размеренному темпу фильма и фантастической работе оператора Павла Погоржельского, мастера длинных кадров, не приходится прилагать особых усилий чтобы все как следует разглядеть и это делает фильм еще более объемным и глубоким, а специфический юмор Астера - еще более понятным.
В ближайшее время состоится выход расширенной режиссерской версии фильма, в которую войдет 30 минут удаленных из-за чрезмерной жестокости сцен и я уже настроился приобрести себе копию, чтобы «занести свою копеечку» Ари на его следующие (надеюсь, не менее интересные и оригинальные) фильмы.
Смотреть «Солнцестояние» или нет — решайте сами. Для кровавого хоррора — он слишком умен, а для черной комедии об отношениях очень прост и прямолинеен, но в то же время имеет далеко не одну точку пересечения с работами признанного мастера шокирующего контента, скандалиста Ларса фон Триера.