Сон Тарковского - "Аннигиляция" Алекса Гарленда
На британского сценариста и режиссера Алекса Гарленда я обратил внимание еще в начале 2000-х, когда по его роману "Пляж" Дэнни Бойл поставил великолепный фильм с Леонардо Ди Каприо и прекрасно помню хвалебную статью в любимом журнале "Птюч" посвященную этому фильму. После этого по его сценарию Бойл поставил один из лучших зомби-хорроров "28 дней спустя", а в 2012-м Алекс выступил сценаристом динамичного перезапуска "Судьи Дредда", чем многих более чем удивил. Однако гораздо большее удивление вызвал его камерный технотриллер "Из Машины" - блестящие актерские работы, шикарный визуал и нереально интересный сюжет о проблематике искусственного интеллекта. Настоящая авторская научная фантастика.
В 2016-м Алекс взялся за "Аннигиляцию (Annihilation)" - кино-адаптацию романа "Южный предел" Джеффа Вандермеера, и проекту пришлось буквально продираться к зрителям. Замены актрис, пересъемки из-за капризов продюсеров, ограничение в прокате и прочая производственная белиберда, но благодаря Netflix фильм все-таки вышел, и я жалею, что не смог увидеть это чудо на большом экране.
Восточное побережье США, в результате падения метеорита возникает аномальная зона, в которой происходит масса странных и загадочных событий - вокруг зоны распространяется зона странных магнитных и оптических аномалий, растения и животные мутируют в пугающих темпах, экспедиции, отправленные правительством - бесследно исчезают. Более 10 лет исследований проходят без результатов, а зона тем временем растет и охватывает все большую территорию.
Кейн (Оскар Айзекс) - профессиональный военный, входит в число участников 11 экспедиции и пропадает в зоне на целый год, после чего внезапно появляется на пороге своего дома. Не успевая толком объяснить своей жене Лине (Натали Портман) что же с ним произошло - впадает в кому и становится объектом изучения ученных. В исследовательском центре Лина, благодаря своим талантам (профессиональный военный и биолог) вступает в состав следующей экспедиции в зону и надеется узнать, что произошло с ее мужем. Однако, вряд ли она готова к таким ответам.
Тот самый случай, когда результат превзошел все ожидания и я решительно не понимаю, что смутило продюсеров фильма. Уникальный визуальный стиль, аккуратный сюжетный замес из последнего "Чужого" Ридли Скотта и "Сталкера" Андрея Тарковского, прекрасная подача с несколькими временными линиями, а саундтрек финальной трети заслуживает отдельных громких аплодисментов. Трудно избегать спойлеров, но некоторые сцены производят отличное впечатление - монстр-медведь, заброшенный поселок с жителями-кустами, вросшие в стену солдаты - Алекс блестяще выстраивает повествование, подкрепляя события яркими образами и яркий финал чудесно вписывается в общую концепцию.
Портман традиционно хороша, Айзекса катастрофически мало, но присутствие в фильме Дженнифер Джейсон Ли создает необходимый баланс. Выше я упоминал о перестановках в кастинге и одной из заминок в производстве стали затянувшиеся переговоры с агентами Фрэнсис МакДорманд, под которую писался сценарий, но чуда не случилось и ее место заняла Дженнифер, что, как мне кажется, пошло фильму на пользу.
Несмотря на то, что это экранизация первой книги трилогии и велика вероятность того, что случится пара продолжений - Гарленд заниматься ими не будет и это будет совсем другое кино. С другим режиссерским почерком и визуальным стилем, но это даже радует, так как значит, что в его светлой голове созрела совершенно новая невероятная история.
9 из 10
Очень красивая, умная фантастика