Степные викинги - “Скиф” Рустама Мосафира
Есть у меня одна беда - каждый раз, натыкаясь на более-менее вменяемый трейлер отечественного фильма я ожидаю, что именно он станет той самой точкой, с которой начнется по-настоящему новое Российское кино. Не ушедший в чернушные дебри занудный арт-хаус или заправленные до краев пафосом спортивные драмы о былых достижениях уже сгинувшей державы. Небольшую надежду вселяли “Дозоры” Бекмамбетова и “Турецкий гамбит” Джаника Файзиева, который при всех своих минусах я все еще склонен считать одним из лучших новых русских фильмов.
Относительно недавний “Викинг” попытался было реанимировать историческое кино, но получилось то что получилось, а про снятого на “зеленке” “Коловрата” и вовсе говорить не хочется. А тут и внезапно появляется “Скиф”, трейлер которого наполнен звериной энергетикой и обещает, как минимум наш запоздалый ответ “Апокалипто” Гибсона. C языческими племенами, обилием мясо-кровищи и оператором, испытывающим на прочность вестибулярный аппарат особо впечатлительных зрителей. Посмотрел его дважды и готов поделиться впечатлениями.
Ратник Лютобор (Алексей Фадеев) несет службу у князя Тьмутаракани (Юрий Цурило) и благодаря воинским талантам является его “правой рукой”. Из-за столь высокого положения его жену и новорожденного сына похищают наемники-скифы, и предлагают обмен - жизнь князя, на жизнь семьи. Лютобор соглашается, и князь прознав про эту беду готов ему подыграть, чтобы узнать кто стоит за этим заговором, и пока властитель притворяется отравленным, Лютобор и плененный им молодой воин Куница (Александр Кузнецов) отправляются к пристанищу последних скифов.
Что сказать? Фильм вовсе не тот лютый трэш, которым он небезуспешно притворяется. Да, местами он дьявольски груб, но при этом смотрится просто замечательно и даже финальная пафосная сцена не портит общего впечатления.
Отличный, по нотам разыгранный первый акт, создает прекрасный фундамент и постепенно смещает акцент с исторической драмы в традиционное “роад муви”, где противоположные герои в ходе совместного приключения вынуждены притереться друг к другу, несмотря на бездну, разделяющие их взгляды и веру. И тут “Скиф” проявляет свой звериный нрав, совершая весьма странные кульбиты. Динамичные, жесткие поединки и свойственные приключенческому кино виды лесов, полей и гор сменяются очень резко - при этом меняется абсолютно все, музыка, цветовая гамма, костюмы и с каждой новой сценой фильм погружается в хаос, где легко можно провести параллели как с модным историческим сериалом “Викинги”, так и со старым “Безумным Максом” или “Халком”.
Хотя насчет старого Макса - наверное погорячился - от “Дороги Ярости” в нем тоже много чего, и при этом не нужно быть большим фанатом аниме, чтобы в некоторых сценах не вспомнить о “Принцессе Мононоке”. Замес не из самых простых компонентов.
Думаете - сплошные заимствования? И вновь поспешу огорчить. Фильм выглядит очень цельным и не разваливается на части, как это случилось с недавним “Парадоксом Кловерфильда”. Скрепленное кровью и максимально брутальным монтажом, повествование мчит по на полных парах к мрачной развязке, не забывая сделать остановку и выкинуть пару непредсказуемых финтов, чтобы окончательно убедить в том, что времена стояли непростые, и решения почти всегда вели к чьей-нибудь погибели. Или даже геноциду.
В жанровой графе у “Скифа” обозначено фэнтези, так что если у вас есть претензии к исторической достоверности - то это вы очень зря, ведь помимо бэкграунда со степными племенами у фильма очень яркая мистическая составляющая, так что рекомендую воспринимать его как совсем не детскую сказку и большой успех молодого Российского режиссера.
Субъективная оценка 8 из 10
Российское кино за которое не стыдно