В Фотоликбез №10. Вперед в прошлое: сложности и находки, и одна из достопримечательностей Курортного парка в Ессентуках
Пост написан в рамках Фотоликбеза №10 "Вперед в прошлое". В этот раз участникам Фотоликбеза предлагалось сделать современный "клон" старинного фото на свой вкус. Повествование вышло, полагаю, немного длинновато, но уж как вышло.
О сложностях (подстерегавших, таившихся, а также созданных самостоятельно)
Задание этого Фотоликбеза, казавшееся довольно легким (как же, в Ессентуках целая куча достопримечательностей, сосредоточенных на небольшой площади, что называется "снимай - не хочу!") - на деле довольно неплохо потрепало мое самолюбие и уверенность в себе.
Первая сложность подкарауливала на стадии подготовки. Множество, великое множество фотографий старых Ессентуков - как дореволюционных, так и советских уже, оказались просто бесполезны: здания и объекты горели, разрушались, перестраивались, оказывались на закрытой территории санаториев и так далее. Что-то же совсем банальное брать не хотелось. Так, например, большого энтузиазма не вызвали эффектные виды Грязелечебницы им. Семашко: здание столь часто мелькает в местных фотосетах, что вертеть его в фотошопе совсем не хотелось. В итоге на смартфоне была собрана подборка фотографий примерно десятка разных мест в Курортном парке и окрестностях - с тем расчетом, что "не вот не может же совсем все не получиться?".
Ищем верное место для съемки Николаевских ванн. Закинуть фото на смартфон (а во второй выход - и вовсе в фотоальбом ВКонтакте) было одной из самых удачных мыслей в ходе выполнения задания
Как позже выяснилось - именно эта моя переборчивость и стала источником большей части иных трудностей.
Вторая проблема выяснилась на первой же прогулке. В процессе "охоты на время" обнаружились два тесно связанных острых угла. Во-первых, выросшие за добрую сотню лет деревья кардинально преобразили облик парка, и попыки отойти на подходящие точки съемки приводили к тому, что снимаемое неизбежно скрывалось кустами и ветками. А "во-вторых" закономерно воспоследовало уже из "во-первых": выбранное фокусное в 35мм оказалось непригодным в большинстве случаев: на расстоянии, когда выбранная локация еще не загорожена ветвями и листьями, в кадре оказывалось чаще всего не более двух третей "копируемой" фотографии.
Беседка "Ореадна" - сегодняшнее состояние в сравнении с открыткой начала XX века (20-е годы). Значительная часть беседки уже скрыта деревьями, а чтобы "захватить" задуманный кадр, придется отойти еще больше
В итоге первая партия фотографий ушла в утиль. Попытки "ну хоть как-то" поймать в кадр были совсем далеки от верной точки съемки, снятые с рук кадры для панорамы оказались смазаны. На второй заход был взят самый обычный 18-55мм и большая часть фото снималась на максимально широкий угол. Что, в общем-то и породило третью проблему: изрядно искаженную перспективу на моих кадрах. В сочетании с тем, что снималось все с максимально возможным запасом - результат получился далеко не лучший, но это было уже хоть что-то.
Ну, и наконец, четвертым подводным камнем для меня стал Фотошоп. Я и так-то не гуру, а уж при изначально искаженной перспективе, сводить кадры "один-в-один" оказалось куда как непросто. Здесь отчасти помогло использование такой возможности, как Направляющие: с ними гораздо проще "подтягивать" фото к древнему исходнику.
Часть 2. Практические выкладки: Павильон бювета №3 источника №4 в Курортном парке Ессентуков
Советская открытка 30-х годов прошлого века
Как нам вещает небольшая металлическая табличка, павильон третьего бювета был построен в 1908 году. Другие источники упоминают открытие в мае 1915 года - и я, честно говоря, затрудняюсь сказать, является ли такой разброс в датах неточностью или же имеет под собой какие-то исторические обоснования. Павильон стал первым каменным павильоном над летним бюветом. До него с этой целью в Ессентуках обустраивались только легкие деревянные беседки, ежегодный весенний ремонт которых требовал изрядных затрат.
Постройка авторства пятигорского зодчего Н.Н.Семенова выполнена в неоклассическом стиле и украшает главную аллею Курортного парка. Сразу за ней видны цветочные часы и беседка "Случайные встречи" над ними - как-то я уже упоминал ее в одном из постов.
При советской власти бювет функционировал как летний бювет источника "Ессентуки №4", а в последние годы существования Союза в нем впервые появилась и подавалась минеральная вода "Ессентуки-Новая".
В 90-е годы арочная ниша бювета была закрыта металлическими ажурными воротами, а сам павильон - законсервирован и ныне истользуется для мониторинга за дебитом и составом минеральной воды. В 1995 году павильон был поставлен на государственный учет и охрану как памятник архитектуры регионального значения.
Изначально каннелированные - покрытые вертикальными желобками - колонны павильона за вековую свою историю прибавили в весе и стали гладкими. Судя по текущему состоянию - очередной ремонт и реставрация не за горами
Как я уже писал выше, на практике я сходу столкнулся с тем, что мне попросту не хватило угла обзора, чтобы снять более-менее внятное фото. На "втором заходе" был взят максимально широкий з доступных угол в 18мм - и родился вот этот вот кадр:
Широкий угол дал заметное расхождение перспективы по сравнению с "оригиналом"
С фоторедакторами я на "не будете ли так любезны, товарищ Эдобе", поэтому далее последовали подрезка-"Свободное Трансформирование"-"Исправление перспективы"-"Искажение" в различных вариациях и порядке, а заодно было выяснено, что инструмент "Деформация" и я совершенно друг для друга не созданы. Ну да и ладно.
В конечном итоге остановился я на примерно таком вот варианте:
Растянутые фигуры людей в левой части кадра "сдают" проведенные трансформации картинки
И примерно такое получилось наложение:
Наложение сделать несложно: создаем слой-маску и "протягиваем" по нему градиент той ширины и направления, которые считаем подходящими
Ну и анимация для полноты впечатлений:
На этом вполне можно бы и закончить - но я не всегда умею вовремя умолкнуть. Дело в том, что уже в ходе подготовки этого текста мне подвернулась еще одна открытка. Вот эта:
Открытка относится к послевоенным сороковым, а вот каких лет само фото - тут я сказать затрудняюсь
Недолго думая, я взял то же самое свое фото и вновь покрутил его в фотошопе. На этот раз вышло вот так:
Все прошло не в пример легче: оба фото изначально имели схожие искажения перспективы
Я безобразно многословен (и многокартиночен). Результат-наложение:
Очень уж мне хотелось свести персонажей из разных времен в один кадр
И анимация, как же иначе:
Заключение
Огромное спасибо @nims55 за такую тему и спасибо за внимание всем тем, кто смог осилить все вышеописанное. Честно говоря, я планировал уложиться в один пост сразу с тремя объектами, но в процессе написания выяснилось совершенно иное. Так что я не прощаюсь, но все-таки надеюсь, что в следующей паре постов обойдусь значительно меньшим количеством как слов, так и фотографий.
Сейчас, отсматривая гифки, я понимаю, что результаты мои не слишком впечатляющи и снимки довольно сильно расходятся с историческими. Отчасти это сложности реставрации старых конструкций: "располневшие" колонны, изменившаяся крыша, и так далее - но и моих грубых ошибок тоже полно. Тем не менее, это было интересно, и, думаю, мои экзерсисы в этой области не ограничатся только лишь Фотоликбезом, а значит, есть все возможности для роста.
Пост с фотоликбезом-конкурсом: Фотоликбез №10. Вперед в прошлое