Прогресс. Наверное
Как полагают некоторые авторы, в период танской династии (7-10 вв.) в Китае мог заметно измениться уклад жизни сравнительно простого народа.
С одной стороны, люди обрели более выраженную мотивацию к передвижениям на значительные расстояния. В условиях достаточно интенсивного развития экономики, в частности торговли, купцы налаживали более широкие торговые связи, отправляя товар в самые разные, в том числе весьма отдаленные уголки страны. Что ещё интересней, одновременно получили более широкое распространение путешествия из чистой любознательности, философских и религиозных убеждений и устремлений; например, гораздо активнее по стране стали перемещаться разного рода паломники, философы, художники, поэты.
С другой стороны, можно сказать, что не иначе как на государственном уровне осуществлялись меры, способствовавшие развитию означенного выше «туризма», в частности, императорские чиновники достаточно пристально следили за состоянием дорог – как сухопутных, как и водных. Главные реки Китая были связаны сетью каналов, и потому можно было, практически не выходя из лодки, без особых трудностей пересечь страну.
Короче говоря, не один и не два фактора располагали китайцев к путешествиям, особенно молодёжь, и если отцам было кем заменить своих сыновей в лавке или в деловой-рабочей поездке, то молодые китайцы на несколько месяцев, а то и пару лет покидали родительский дом по сути ради познания географии, состава населения, обычаев и исторических памятников своей весьма обширной родины.
Таким образом, по мнению некоторых авторов, для молодых людей танской эпохи в определенный момент жизни могла наступать пора странствий. Верхом на ослике, в коляске, запряженной мулом, под парусом, на верблюде или пешком они отправлялись в достаточно длительное путешествие по стране: бродили по дорогам, останавливались на постоялых дворах или в буддийских монастырях, осматривали исторические реликвии...
При этом отмечается, что сыновья бедных крестьян, числившихся по разряду «подлого люда», не могли себе позволить подобного рода «туристические поездки».
--
Про то, как спустя тысячелетие, то есть в современном Китае, строится обширная, если не сказать обширнейшая, сеть путей сообщения и императорские чиновники следят за её состоянием и развитием, говорить наверняка избыточно.
Однако в то же время наверное стоит заметить, что развитие указанной сети не в последнюю очередь способствовало тому, что сегодня в означенной выше стране сформировался класс так называемых рабочих-мигрантов, переезжающих в поисках работы из сельских регионов в города.
Согласно данным за 2014 год, количество таких рабочих-мигрантов (по-китайски – nongmingong, буквально – крестьянин-рабочий) составило около 274 миллионов (это около 20% всего населения и 36% рабочей силы Китая). Из них 168 миллионов – мигранты на большие расстояния. Такая внутрикитайская миграция нередко обозначается как самая многочисленная в мире.
Рабочие-мигранты, как правило, ущемлены в гражданских правах, большинство не имеют городской прописки. Они часто изображаются отсталыми необразованными людьми, неспособными избавиться от своего деревенского прошлого. Несмотря на то, что nongmingong живут в городах, они как бы отделены от других горожан «невидимыми стенами». По некоторым оценкам, система прописки (hukou) закрывает nongmingong доступ к ряду важнейших сфер социального обеспечения (образование, здравоохранение, социальное страхование, жилищное строительство, пенсионное обеспечение...) – сферам, которыми могут вполне пользоваться «обычные» китайские горожане. Средняя зарплата nongmingong в разы ниже зарплат горожан: 2,5-3 тысяч юаней против 7-10 тысяч. При этом мигранты не имеют городского жилья и вынуждены отдавать половину заработка за съем комнаты в коммуналке. Также nongmingong не могут отдавать своих детей в городские школы...
В этом смысле жизнь значительной части населения Китая мало чем отличается от жизни нелегальных мигрантов в других странах.
Несмотря на то, что в последние 20 лет китайские власти постепенно смягчали систему hukou, интеграция рабочих-мигрантов в сети городского социального обеспечения происходит медленно.
При этом стоит учесть, что китайский средний класс, представленный прежде всего городскими профессионалами, по своей численности считается сравнительно незначительным, составляя около 12%. Ну а подавляющее большинство населения – это различные «субординированные классы», среди которых один из наиболее ограниченных в правах составляют упомянутые nongmingong.
--
Короче, прогресс (в Китае) налицо. Ибо nongmingong – это как бы современные китайские «подлые люди» (как минимум часть таковых), которые сегодня вполне себе «катаются»-перемещаются-ездят по означенной стране (если не сказать, что именно они и ездят; по крайней мере, в таком количестве). Пусть и по несколько иным причинам, и за «чуть» иными целями, чем «неподлые» люди танской эпохи.
В то же время тут можно усмотреть (2) некоторый момент, состоящий в том, что крестьяне-рабочие современного Китая не столь «подлы» (по крайней мере, по современным сравнительно высоким «цивилизованным» меркам) даже («даже») по сравнению с представителями сельского населения Китая середины 20-го века. Примерно 70-75 лет назад китайские крестьяне-партизаны считались самым «прогрессивным» классом населения Китая и как бы хозяевами означенной страны (в этом отношении современные китайские крестьяне-рабочие, конечно, более «подлы», чем их «деды»), но при этом ловили у себя вшей или «даже» (даже) блох. И тот, у кого пойманных «паразитов» оказывалось больше, считался более достойным, если не сказать« истинным» представителем того самого «прогрессивного» класса, а то и «народа» per se. Или, что примерно то же самое, менее «подлым»; по крестьянски-партизанским меркам... Да, момент неоднозначный– как говорится, смотря какими (чьими) мерками мерить. Ой, ну фсё! как обычно, короче.