Сомали: история упадка и вынужденного пиратства
Как в наше просвещённое время появляются пираты?
На этот вопрос можно ответить лишь после хотя бы краткого ознакомления с историческими событиями, которые выпали на долю Сомалийской республики, расположенной на самом краю Африканского рога.
Археологи установили, что на территории Сомали уже более пяти тысяч лет назад проживали племена людей негроидной расы. В то время климат Африки был намного мягче нынешнего, выпадало много осадков и реки круглый год были наполнены водой.
Только ближе к началу нашей эры климат становился всё более засушливым и степи Африканского рога постепенно превращались в саванны, полупустыни и пустыни.
В таких условиях благоприятных земель для земледелия и скотоводства становилось с течением времени гораздо меньше, а численность племён хотя и медленно, но увеличивалась. В поисках новых мест обитания племена мигрировали по территории и вынуждены были встречаться и контактировать с соседями, оказывать сопротивление пришлым племенам.
С тех пор, как появились современные люди, неотъемлемым атрибутом их жизни была вооружённая борьба за жизненное пространство и пропитание, что подтверждает теорию Чарльза Дарвина о происхождении человека от высших приматов, которые эволюционировали благодаря способности к труду, развившему мыслительную деятельность, и выживать сильнейшим среди себе подобных при помощи силы. В голодные периоды дело доходило даже до каннибализма, чтобы продолжить жизнь рода и племени, поэтому войны из-за средств существования в то время были обычным и привычным делом.
Только в эпоху неолита произошло смягчение необузданных диких нравов наших пращуров в результате познания некоторых, лежащих на поверхности, явлений и процессов природы и их использования для практического применения (овладение огнём, выращивание культурных растений, приручение животных, строительство жилищ, умение делать орудия охоты и труда, установление старейшинами рода и племени неписанных законов и тому подобные достижения), что способствовало развитию мозга человека, культуры выживания на одном и том же месте, создавая методы коллективного труда.
Однако развитие людей, проживающих в разных местностях, неизбежно должно было определяться разными факторами - уровнем знаний, практическими навыками, умением организовать хозяйство, привычками уклада жизни. Эти факторы формировали этнические группы, отличающиеся разным уровнем достатка и культуры, часто было поводом для войны со стороны более бедных, но враждебно настроенных и алчных племён, жаждущих захватить чужие территории, уничтожая сопротивляющихся или превращая их в рабов.
Уже в середине III тысячелетия до нашей эры египетская цивилизация открыла для себя страну Пунт (северную часть побережья Сомали) и наладили морскую торговлю, вывозя из него золото, древесину и смолы для воскурения в храмах. Фараоны также стремились закрепиться в этой стране, воспитывая в Египте детей местной знати. Это является свидетельством достаточно высокого уровня развития не только Египта, но и государства на территории современного Сомали. Египтяне и греки не только торговали товарами, но и приобретали для себя боевых слонов.
Население, проживающее в то время на севере теперешнем Африканского рога, проживали в портовых поселениях. В I-II веках нашей эры купцы северной части Сомали вели оживлённую торговлю с Римской империей, Южной Аравией и Индией через порты Опона, Малао, Авалит, хотя основная часть жителей занималась кочевым скотоводством и вели примитивный образ жизни. Из Сомали вывозили слоновую кость, золото, пряности, благовонные смолы, рыбу, кожу мелкого рогатого скота, жемчуг, а ввозили продукты питания, изделия для сельскохозяйственного труда, предметы быта и роскоши.
На месте плато Тигре современной Эфиопии со II по XI век существовало царство Аксум, достигшее пика своего процветания в IV-VI веках, в состав которого входила северная часть Сомали, на его побережье находился значительный и всем известный порт Зейла, расположенный к востоку от современного Джибути.
Асумское царство длительное время боролось с Византией и Ираном за владение Аравией и Красным морем, через порты и территорию которых велась международная торговля колониальными товарами. Снаряжались караваны и корабли, доставлявшие в страны Средиземноморья золото, благовонные смолы, слоновую кость, рог носорога, зубы бегемота, шкуры коз и овец, живых зверей и рабов.
Завозили продукты питания, ремесленные изделия, сахар, вино, ткани из Европы, Азии, Египта. Оживлённая торговля велась до тех пор, пока в VIII веке Арабский халифат, созданный веком раньше, не подчинил себе Аравию и распространил своё влияние в т.ч. и на Северную Африку, подчинив северное побережье Красного моря, перекрыв торговые пути Аксумского царства, отчего начался упадок Эфиопии.
После торговой экспансии Нубии на востоке, Аксум постепенно лишается доходов от внешней торговли со странами Европы и в начале XI века, спустя почти 1000 лет существования, начал распадаться. Сомали в борьбе с Эфиопией обретает независимость и в дальнейшем принимает ислам, как государственную религию, хотя и сохраняет прежние верования и культы.
В XII-XIII веках на территории современного Сомали часто возникали и вскоре распадались разные султанаты, поскольку между кочевыми племенами эпизодически возникали разногласия и междоусобные войны.
Масла в огонь добавляла также давняя вражда между султанатами Сомали и принявшей христианство в 333 году Эфиопской империей, которая велась в течение XIV-XV веков до тех пор, пока в 1499 году эскадра под командованием Васко да Гама не подошла к берегам Сомали и захватила форт Могадишо, а затем Барауэ в 1506 и Зейлу в 1517 году. Но на эти порты претендовали также египтяне и турки, поддерживающие сомалийцев. На сторону португальцев встала Эфиопия.
Эта борьба вылилась в кровопролитную войну между враждующими сторонами, длившуюся почти 30 лет (с 1530 по 1559 год).
Можно себе представить сколько жертв и средств стоила эта война, но её результатом было уменьшение населения и разрушенная до основания экономика феодального общества. Население спасалось лишь тем, что почти поголовно стало проживать в сельской местности надолго законсервировав средневековые порядки в стране, которые цепко держат страну в прошлом, не давая возможности пользоваться благами цивилизации и обеспечить себя хотя бы продуктами питания.
Вследствие ослабления страны из-за междоусобных войн, другие страны воспользовались ситуацией и стали хозяевами на её территории. Так, уже в середине XVII веке портом Зейла завладела Турция (Османская империя), а восточное побережье Сомали, ранее колонизированное португальцами, захватил арабский султанат Оман. Позже Оман сохранил власть только над островами восточнее Сомали и перенёс столицу в 1832 году из Маската в Занзибар (общее название архипелага, состоящего из 75 островов Индийского океана вблизи восточного побережья Сомали, а столицу Занзибара с населением более 260 тысяч основали напротив современной Танзании на острове Унгуджа).
Африканское восточное побережье Сомали к северу от Занзибара отошло к Турции, а к югу - к Занзибару. Так султанат Оман был разделён на две части. В то же время во внутренних частях Сомали образовалось множество султанатов, не признававших власти ни Занзибара, ни Османской империи.
Начало XIX века ознаменовалось новыми войнами между султанатами и племенами южных районов Сомали, среди которых получили распространение разные сектанские течения мусульман, одно из которых создало в 1819 году теократическое государство Бардера, воевавшее против султанатов Тунни, Геледи и Барауэ, но в середине XIX века было разгромлено. Однако, отдельные проявления джихада против султанатов сохраняются до сих пор. Воспользовавшись хаосом в Сомали, Занзибар захватил в 1843 году Могадишо, а в 1862 году Мерку, но полностью завоевать Сомали не удалось.
Далее события происходили с с невероятной быстротой. С 1789 года Египет начал захватывать порты, но в 1885 году вынуждены были покинуть их и уйти, не выдержав яростного сопротивления сомалийцев.
В 1884-1888 годах интерес к Сомали проявили европейские страны - Англия, Италия и Франция. Англия закрепилась на северном побережье (современное непризнанное государство Сомалиленд), южное побережье стало протекторатом Италии (султанаты Миджуртини и Хобьо), а Франции досталось побережье современного Джибути. Отдельные племена внутренних районов Сомали перешли под власть Эфиопии. На южные районы также претендовали немцы, но конкуренты их не допустили к разделу страны.
В 1899 году, один из оппозиционных к властям проповедников - Саид Мохаммед Абдилле Хасан, создал "государство дервишей" и объявил джихад против итальянцев и англичан, несмотря на оказываемую ими значительную помощь в развитии портов, сельского хозяйства, образования, строительства дорог и инфраструктуры. Одолеть Хасана удалось лишь после первой мировой войны, когда делались попытки объединить Сомали в единое государство сначала итальянцами, а затем англичанами, но борьба за контроль над объединённым государством между иностранными претендентами вызвала международный скандал и было решено дать Сомали самостоятельность после переходного периода.
В 1960 году бывшая колония Италии - Подопечная территория Сомали и английская колония - Сомалиленд, были объединены в государство под названием Сомалийская республика. В этот же год СССР установил дипломатические отношения с новым государством и в соответствии с договором о дружбе и взаимопомощи оказывал ему разнообразную военную и экономическую поддержку. В Сомали работало несколько тысяч советских специалистов.
В 1969 году при помощи военных советников в результате переворота к власти пришёл Мохаммед Барре, который провозгласил строительство социализма с исламской спецификойи СССР в течение 1970-1977 годов выделял огромные средства Сомали на развитие экономики, но, как часто это бывает, у товарища М. Барре вскружилась голова от свалившегося на его голову счасья, он возомнил себя народным героем, жаждущим сделать Сомали - "Великим Сомали", за счёт присоединения районов соседних государств Кении, Эфиопии и Джибути, с преимущественно этническим сомалийским населением.
В связи с этим, в 1977 году он начал войну с Эфиопией, но тут СССР встал на сторону Эфиопии и в 1978 году, в результате военного переворота поспособствовал свержению М. Барре и приходу к власти просоветски настроенного правительства, которое впрочем не пользовалось авторитетом среди населения и вождей многочисленных кланов, между которыми и понінек ведётся ожесточённая война за власть и контроль над территориями.
В настоящее время единая страна практичяески прекратила своё существование. В результате 30-летней беспрерывной войны она распалась на 7 самостоятельных, но никем не признанных государств, таких как Авдаленд (столица Борама, площадью 31,4 тыс. кв. км, и населением 417 тысяч), Азания (Доблей, и соответственно 7 и 70 тыс.), Галиудуг (Галькайо, 46 и 1800 тыс.), Джубаленд (Кисмайо, 87 и 1300 тыс.), Пунтленд (Гароуэ, 212 и 3900 тыс.), Сомалиленд (Харгейса, 137,6 и 3515 тыс.), Химан и Хеб (Ададо, 30 и 500 тыс.). Кроме этих квазигосударств имеется множество независимых ни от кого племенных вооружённых групп, терроризирующих население. За время войны населения обнищало до предела, экономика полностью разрушена, а по уровню дохода занимает последнее место в мире.
Возникает вопрос, чем можно заняться населению, чтобы прокормить детей? Чем заняться, если нет работы, но почти у каждого, включая малых детей, на руках имеются автоматы и прочее огнестрельное оружие? А почему бы не превратить автомат в орудие добычи средств существования? Тем более, что рядом расположены наиболее оживлённые морские торговые пути, транзитный маршрут из Индийского океана в Красное море, к Суэцкому каналу. В море проплывают корабли с набитыми трюмами разного добра и командами довольных жизнью, изнеженных и праздных иностранцев. Так почему не заставить их немножко раскошелиться?
Не развлечения или удальства ради сомалийцы становятся пиратами Аденского залива. Пиратами их делают объективные обстоятельства, а обстоятельства являются результатом правильных или ошибочных решений, принятых субъектами в далёком или близком прошлом и принимаемых в настоящее время.
Междоусобные войны всегда ослабляют государства, провоцируя другие страны воспользоваться их слабостью и прибрать к своим рукам потенциальные богатства. Пережитки средневековых нравов тянут страну в прошлое, а современная экономика требует нового мышления, образования и культуры. Борьба религий и появление внутри них иррациональных течений разрушают личность и вносят смуту в умы людей,толкая их на ложный путь. Если общество не развивается, оно непременно деградирует и вырождается в нравственном, политическом, культурном или экономическом аспектах.
Наложение друг на друга деструктивных факторов в развитии государства Сомали привело к трагическим последствиям: голоду, нищете и, как средству спасения от них, - пиратству. Когда помощи от правительства и развитых стран нет или её мало, предоставленные самим себе жители выживают как могут.
Анализ исторических событий и извлечение уроков из них могут помочь определить дальнейший путь, по которому пойдёт Сомали, преодолевая вековое отставание от развитых и успешных стран мира.