В честь своего дня рождения
Завтра мне исполняется 24 года. По традиции в день рождения следует загадывать желание и задувать свечи на торте, а торт съедать. Что ж, без торта я обойдусь, да и свечи я бы оставил гореть, но от загадывания желания отказываться не стану. Хотя и здесь я нарушу традицию: желание я буду произносить вслух.
По одной из версий, современная традиция празднования дней рождения восходит к древним грекам, которые таким образом приносили жертву Артемиде, богине Луны. Торт символизировал лунный диск, горящие на нём свечи — лунный свет, а дым от задутых свечей должен был возносить прошение человека к богам на Олимп. Я уверен, что и до того времени, когда древние греки «изобрели» этот ритуал, он существовал в иной форме и имел более глубокий смысл. При этом он не был привязан ко дням рождения, но был особенно важен в такие дни.
То, как человек празднует день рождения, имеет большое значение, и позвольте мне объяснить почему. День рождения заслуживает почитания не просто потому, что это день памяти о важном событии из вашего прошлого. То, что происходит в момент вашего прихода в эту жизнь, повторяется каждый год. День рождения — это первый день года в вашем собственном календаре, это начало вашего личного годичного цикла.
Когда вы покидаете утробу матери, вы получаете импульс, дающий вам силы дышать и жить в этом мире. Так и в каждый день рождения вам снова даётся порция топлива, которая будет поддерживать огонь вашей жизни в течение следующего года.
Когда вы родились, вам была дарована жизнь, но этот дар предназначался не только для вас. Вы были рождены не только для того, чтобы получить что-то от этого мира, но и чтобы ему что-то дать. Вам была дана сила повлиять на этот мир. И в каждый день рождения вы получаете новый запас сил, который можете использовать для труда, творчества, выражения себя и принесения этому миру тех благ, которые можете принести только вы.
В день рождения вы снова располагаете ресурсами, рассчитанными на весь год, и большое значение имеет то, как вы ими распорядитесь в самом начале нового цикла. В первые дни вы задаёте направление всей прибывшей к вам силе. Это время великих возможностей, но и серьёзной ответственности.
Отсюда и появляется важность проведения днерожденческих ритуалов. Не всякое желание и не всякая просьба, направленная во Вселенную, оказывают равное влияние на мир. На молитвы рядовых людей и святых ответ приходит с разной силой: он пропорционален личной силе просящего; величине огня, горящего в его сердце. Поэтому день, когда к человеку прибывают силы, представляет исключительную возможность для молитвы. Это день, когда Небеса могут излить на человека благодать, которая многим в другое время недоступна.
Я полагаю, что традиция, известная нам сегодня, имеет своё начало в этом знании, но в практикуемом людьми ритуале всё поставлено с ног на голову так, что возможность дня рождения не только не используется на благо, но и направляется во вред.
С малых лет мы узнаём, что для исполнения желания его нужно загадать и никому не рассказывать, а ещё лучше и самому забыть о нём. Но это противоречит и оккультным наукам, и религиозной мысли. Какой силой должно быть исполнено это желание? Если личной силой загадывающего, то ему бы следовало удерживать это желание в своём сознании, сформировать устойчивое намерение о его исполнении и напитывать его своей силой до тех пор, пока оно не разрастётся до таких размеров, что станет способно влиять на реальность. Здесь бы больше пригодилось регулярное произношение аффирмаций, нежели молчаливое вожделение. Впрочем, с этим следует быть осторожным, ведь так чрезвычайно легко оказать на мир неправомерное влияние. Особенно, если желание затрагивает других людей.
Если же ожидается, что желание должно быть исполнено иной, нечеловеческой силой, то не было бы логичным направить просьбу об исполнении желания к этой самой силе? Не лучше ли, вместо того чтобы никому не рассказывать о своём желании, напротив, рассказать о нём Богу? Другими словами, помолиться. Более того, и здесь имеет смысл молитву произнести вслух, — и неоднократно, — чтобы открыто изъявить свою волю о приглашении Божественного вмешательства, вознести молитву всем своим существом и вложить в неё больше силы. Так Богу будет принесена большая жертва, за которую Он воздаст уже не столько по милости, сколько по Своему закону.
Сознательное направление даруемой человеку силы оказалось вычеркнутым в современном ритуале, но она при этом никуда не пропадает и потому вкладывается во всё остальное, чем человек занимается в этот день. Что у нас дальше? Торт. Вот главное положение традиции: человек в день своего рождения должен получать удовольствие. Поэтому его нужно хорошо накормить, и лучше всего — рафинированными жирами и углеводами, чтобы его мозг в ответ произвёл совершенно легальные эндогенные наркотики и он получил от этого кайф. Для тех, кто для сладкого уже слишком взрослый, подойдут другие легальные наркотики вроде алкоголя. И так человек задаёт тон всему последующему году, ударяясь в бессмысленное извлечение приятных ощущений из своего тела, его разрушение и отравление сознания. Трудно придумать более глупый способ растратить такую драгоценную возможность.
Что ж, нынешние торты далеко ушли от тортов древних греков, в которые для сладости добавлялся только мёд. Но я полагаю, что и их торты — это уже испорченная версия ритуального хлеба, который представлял из себя постную пшеничную лепёшку. И использовался этот хлеб не столько ради насыщения тела или получения наслаждения, сколько в качестве мистического символа. Хлеб богат на духовные смыслы: он является и символом жизни, и изобилия, и плоти Христа. Но в контексте данного ритуала я вижу несколько иной символизм: хлеб здесь символизирует материю; материальную, плотскую природу человека и его материальную жизнь.
Пламя свечи символизирует ту самую жизненную силу, порция которой даруется человеку в каждый день его рождения. Это духовная природа человека; огонь Бога, горящий в его сердце. Не смущает ли вас, что центральным событием ритуала стало именно задувание свеч? Все радуются и аплодируют, когда герою праздника удаётся погасить все свечи до единой. Будь это празднованием Духа, свечам стоило бы гореть до конца; если же их необходимо потушить, то стоит ясно осознавать, что ценно горение пламени, а не его угасание.
Разумеется, что такому хлебу со свечами место не на обеденном столе. Они должны быть поставлены на алтарь. В итоге мы получаем священнослужение, которое присутствует практически во всех религиях: принесение в жертву Богу или богам материального предмета — пищи, животных или денег — и молитва перед алтарём, на котором зажжены свечи. В этом ритуале во внешних символах отражается то, что должно происходить внутри человека.
Во-первых, человек подчиняет свою материальную природу — тело, душу и жизнь в этом мире — духовной природе: воле, закону Бога, совести или Высшему Я. Во-вторых, он отдаёт в служение Богу — приносит на алтарь — то, что он от Него получил как из этого мира, так и непосредственно свыше: и своё тело с душой, и своё материальное имущество, и все духовные дары — всю жизненную силу и всё пламя своего сердца. Внутри себя человек устремляется к Богу, а снаружи он стремится принести благо другим людям. Так он устанавливает и укрепляет двунаправленный поток энергии от материи к духу, от Земли к Небесам, от человека к Богу, в котором посланная вверх энергия возвращается умноженной и снова отправляется обратно; дар в ответ на дар. В-третьих, он изъявляет своё желание, каким образом он бы хотел использовать этот обратный поток энергии, и направляет его в соответствии с этим желанием.
Так соединяются мужская и женская полярности человека, низшая и высшая части, дух и душа с телом, Ян и Инь, Отец и Мать, Альфа и Омега. В ответ на это соединение от Отца приходит благодать, — Святой Дух, — и в результате в душе человека — в Матери — рождается Сын: в человеке возрастает сознание Бога — Христос.
Нет, для участия в таком ритуале необязательно идти в храм. Нет необходимости сооружать дома алтарь, печь хлеб и зажигать свечи: внешние символы при их верном понимании помогают сфокусировать сознание и усиливают действие ритуала, но они второстепенны — основной процесс происходит внутри. Можно опустить и загадывание желаний, и произношение молитв, производя только внутреннее действие по соединению низшей и высшей частей и установлению потока между ними. Но не стоит исключать молитву вовсе, пока не будет достигнута достаточная степень мастерства; я бы не стал пренебрегать и остальными элементами.
Применение этого ритуала не ограничивается днями рождения: лучше всего ему быть ежедневным и постоянным. Но в день рождения его ценность существенно возрастает, поэтому было бы разумным в этот день его не пропускать. По этой причине я посвящаю свой день рождения молитве и духовным практикам.
Однако я хотел бы использовать эту возможность не только на благо себе, но и другим. Поэтому я предлагаю вам написать мне, о чём бы вы хотели, чтобы я помолился для вас. Может, о вашем здоровье, о помощи в борьбе с вредной привычкой или о мире во всём мире. Может, в чём-то нуждаетесь не вы, а ваши близкие. Напишите мне в Telegram (leonid_kalichkin) или в комментариях, что вас беспокоит, и я составлю молитву сам; либо же напишите готовую молитву, которую я буду произносить без изменений. Только не пишите данные других людей в комментариях.
Я буду произносить эти молитвы в формате Розария, который будет выглядеть следующим образом: сперва я читаю «Отче наш», как она дана в Евангелии от Матфея; далее я произношу одну из ваших молитв, после чего читаю «Богородицу»; я повторяю чтение одной из ваших молитв и «Богородицы» девять раз, совершаю крёстное знамение и начинаю Розарий заново. Я буду продолжать повторение Розария до тех пор, пока не закончатся ваши молитвы, и так несколько раз.
В качестве «Богородицы» я буду читать следующую молитву:
Богородица Дева, радуйся,
Благодатная Мария, Господь с Тобой.
Благословенна Ты в женах,
И благословен плод чрева Твоего, Иисус.
Пресвятая Мария, Матерь Божья,
Молись о нас, сыновьях и дочерях Божьих,
Ныне и в час нашей победы
Над грехом, болезнью и смертью.
Если вы хотите сделать подарок мне на день рождения, то я предлагаю вам присоединиться к чтению этого Розария и прочитать его с теми же молитвами, что и я. И да благословит вас Господь!
Изображение: Молящаяся Мадонна. Джованни Баттиста Сальви