«Дом Эмира Бухарского» (Петроградская сторона)
«Дом Эмира Бухарского», так называется этот необычный дом 44б на Каменностровском проспекте. Конечно, само название уже кричит о богатстве и легендах, связанных с ним.
В конце 1909 года, владыка Бухары испросил разрешения Николая II купить в столице империи земельный участок, чтобы подарить его «здешним мусульманам». Получив согласие, выложил за землю 312 тысяч, а потом еще и пожертвовал полмиллиона на строительство Соборной мечети. Вдобавок организовал сбор средств на строительство и собрал более 200 тысяч рублей. Дом строился для его наследника Сейид Алим-хана.
Эмир был сказочно богат, только на счетах русских банков он хранил около 34 млн. золотых рублей. Алим-хан стал последним эмиром Бухарским. После революции Бухарский эмират, включавший территории Узбекистана, Таджикистана и части Туркмении находившийся под протекторатом Российской империи, был упразднен. Сам эмир вынужден был бежать в Афганистан, где и умер в 1944 году, так и не успев пожить в центре Петербурга. А легенды и надежды найти клад в доме – остались. Почему люди в это верят непонятно, ведь эмир здесь не жил. Если и остались припрятанные сокровища, то в Бухаре. Сокровища эмира до сих пор нигде не найдены.
Другая легенда гласит, что существует подземный туннель между домом эмира и мечетью. Будто бы Алим-хан желал посещать мечеть, когда ему захочется. Самые старые жильцы дома даже «вспоминают», что в детстве играли в каком-то длинном подземелье.
Дом Эмира Бухарского был построен в стиле неоклассицизма по проекту С.С. Кричинского в 1913-1914 годах. Архитектор разместил на небольшом прямоугольном участке фасадный корпус и два дворовых корпуса, связанных флигелями.
Странно, что дом, который архитектор строил для богатого восточного владыки не имеет ни каких примет восточного зодчества. Скорее похож на флорентийское палаццо.
А центр фасада архитектор оформил двухъярусной аркадой. Три высокие арки, опирающиеся на круглые русто¬ванные столбы, открывают въезд во двор. Такие же столбы, увенчанными шарами, сделаны на лицевом фасаде на уровне первого и второго этажей дома. Во втором ярусе арки опираются на коринфские колонны. В самом центре фасада расположена глубокая лоджия. Говорят, что в проекте здания были помещения для гарема с окнами, выходящими на проспект. Какая забота о скучающих женах – пусть смотрят на проезжающие экипажи и пешеходов.
Дом эмира Бухарского уникален еще и тем, что его облицовка (со стороны проспекта и не вся) выполнена из шишимского мрамора, привезенного с Урала. Это единственный пример применения этого редкого и дорогостоящего камня в Петербурге. Отделка фасада была завершена уже в 1950-е годы, конечно, уже без применения мрамора.
После Октябрьской революции дом бухарского эмира стал очередным дворцом из коммунальных квартир. Несколько раз доме хотели сделать гостиницу, но расселить надо было такое огромное количество жильцов, что попытки каждый раз оказывались неудачными.
В доме эмира по-прежнему много коммуналок, которые медленно расселяются. Конечно, такое использование дома сказалось на его состоянии. Но сохранилась лепнина в парадных, широкие роскошные лестницы, стертые многими жильцами за столько лет. Кое-где на этажах сохранились мозаичные изображения античных ваз с розами, не в самом хорошем состоянии. Остались большие красивые террасы с каменными балюстрадами. На фасадах в полукруглых эркерах кое-где видны выпуклые стекла на окнах.
Полную реставрацию фасада здания, как памятника культуры и истории, провели в 2009 году.