Особняк балерины Кшесинской (Петроградская сторона)
С этим домом связана одна из самых таинственных историй - это связь блистательной танцовщицы с последним российским императором Николаем II. Будто бы это он подарил особняк своей возлюбленной. А в доме якобы даже сделан тайный подземный ход, связывающий с Зимним дворцом. Говорят, что по этому ходу Николай II бегал к балерине на свидания...
Особняк Кшесинской – памятник архитектуры в стиле модерн, построенный по проекту А.И. фон Гогена в 1904-1906 годах.
Хозяйка особняка была известна всему Петербургу — это знаменитая балерина, прима Мариинского театра Матильда Кшесинская. Она принимала не малое участие в создании проекта дома, который должен был быть не только необычным, красивым, но и продуманно удобным. Были задуманы две анфилады залов, шикарный зимний сад и большое количество самых разнообразных хозяйственных построек. Воплотить мечту балерины должен был знаменитый архитектор того времени Александр фон Гоген. Он выполнил все пожелания балерины и буквально вложил в дворец свою душу, украсив фасады здания - тут и разные сорта серого и красного гранита, и декоративные металлические детали, и майоликовая цветная плитка.
Внешний вид здания довольно простой, но интересен своей асимметричной композицией. Разная ширина окон, необычное , выдающееся вперед огромная оконная витрина. Вокруг дома ажурная ограда, в углу которой беседка-ротонда.
Расположение и оформление комнат выбирала сама балерина. Она стремилась учесть все европейские архитектурные направления. Для зала был выбран стиль ампир, для углового салона - стиль Людовика XVI, для спальни - английский стиль, а для столовой и соседнего с ней салона – стиль модерн. Матильда очень гордилась двумя своими гардеробными, в одной - хранилась одежда танцовщицы, а в другой – театральные костюмы.
В подвале находился винный погреб и небольшая столовая, в которой после спектаклей на ужин собирались друзья. Это были писатели и поэты, люди театра, ювелир Фабержэ, Айседора Дункан (возлюбленная Есенина), балерина Анна Павлова. Весь "свет" старался попасть в число приглашенных к Матильде, зная, что к ней благоволят многие из семьи Романовых.
Все в особняке было «выписано» по парижскому каталогу. Матильда вместе со своим архитектором жили этим проектом, выбирая новые материалы, составляя разные сочетания. Модная мебель была изготовлена французским мастером Мельцером. Люстры, бра, канделябры и все прочие элементы декора, вплоть до шпингалетов, были тоже выписаны из Парижа. Особняк обслуживали вышколенные горничные, повара-французы и старший дворник – георгиевский кавалер.
Для прислуги были устроены большие и светлые комнаты, отдельная столовая. В доме держали корову, чтобы всегда было свежее молоко. По дому и саду свободно ходили толстая любимая сыном свинья и козочка, с которой Матильда выступала в балете «Эсмеральда».
Сама фигура хозяйки особняка Матильды Кшесинской овеяна тайнами и легендами. Каких только романов ей не приписывали. Хотя внешне она выглядела миниатюрной хрупкой женщиной, внутри скрывалась огромная сила воли и внушения, трудолюбие. Она окружала себя интересными людьми и интересовалась всем, что ее окружало. В некоторых источниках говорится о ее не малом влиянии на мужчин «семьи Романовых».
Матильда Феликсовна Кшесинская родилась в театральной семье 31 (19) августа 1872 года. В 18 лет она стала балериной Мариинского театра, на сцене которого стала одной из величайших звезд русского балета. В первом же сезоне она станцевала в 22 балетах и 21 опере. В 1908 году Матильда Кшесинская успешно гастролировала в парижском Гранд-Опера и сделала свои знаменитые 32 фуэте (повороты на одной ноге). На сцене Мариинского театра она танцевала 12 лет, причем самые лучшие спектакли принадлежали ей. Она сама решала, кому танцевать.
В 1892 году юная балерина завязала роман с наследником престола Николаем Александровичем Романовым. Эта связь продлилась два года и завершилась после брака царевича с Алисой Гессенской (Александрой Федоровной). С этого времени влюбленные перестали встречаться и остались друзьями. С самого начала встреч Матильда знала, что цесаревич никогда на ней не женится. Многие годы после женитьбы император помогал и защищал балерину, когда ее старались унизить и оскорбить.
В 1904 году 32-х летняя балерина оставила сцену, но позже танцевала в Мариинском театре на контрактной основе (ей платили 500 рублей за выступление, огромные по тем временам деньги).
Затем была череда романов с «династией Романовых», которые принесли Матильде значительные средства. Любвеобильный Сергей Михайлович подарил любимой приме особняк в Стрельне, виллу в Каннах, дачу на Кавказе, на его средства организовывались роскошные приемы. Когда Кшесинская пировала в Стрельне, проходящие поезда меняли свое расписание под нужды гостей балерины. Именно на деньги Великого князя весной 1906 года был приобретен и участок на Петроградской стороне для городского особняка Матильды Кшесинской. В 1902 году у Матильды родился сын Владимир от князя Андрея Владимировича, а поженились они лишь через 21 год после знакомства в Париже.
С началом февральских событий 1917 года, опасаясь за жизнь сына и свою жизнь, балерина была вынуждена покинуть свой дом. 28 февраля большевики заняли особняк Кшесинской, вывезли из него все ценности, испортили мебель и ковры. Интерьеры были разграблены и разрушены. Матильда Кшесинская эмигрировала во Францию, а балконы дворца стали трибунами для митингующих.
С балкона дворца 3 апреля 1917 года Владимир Ленин зачитал знаменитые «Апрельские тезисы».
Кшесинская и тут проявила характер попыталась отсудить свой особняк и вернуть ценности, она даже подала в суд, причем одним из ответчиков указывался Владимир Ульянов. Однако, Матильда быстро поняла, что во время революционных событий ничего не добьется, и эмигрировала во Францию.
В 1955-1957 годах особняк Кшесинской соединили двухэтажным переходом с соседним домом известного предпринимателя и благотворителя барона Василия Бранта. Конечно, тут же появилась легенда, что Василий Брант был влюблен в свою очаровательную соседку и стремился ее почаще видеть.
Затем комплекс зданий занял Музей революции, а в настоящее время в этих зданиях располагается Музей политической истории России. К сожалению, от прежних интерьеров почти ничего не сохранилось.
В октябре 2017 года вышел фильм Алексея Учителя «Матильда». В фильме много красивых пейзажей и сцен. Фильм, в основном, снимался в Царском селе и Мариинском театре. В особняке Кшесинской фильм не снимался. Николай II показан как человек влюбленный, но понимающий, что должен служить отечеству. Не буду писать о своем отношении к фильму. Пусть каждый, кто посмотрит фильм, составит свое мнение.