Копан: блеск, кровь, хаос
Копан считают едва ли не главным научным центром цивилизации майя
Затерянный в джунглях Гондураса, полуразрушенный таинственный град, ныне известный как Копан, больше тысячи лет назад являлся средоточием научной мысли и архитектурных достижений цивилизации майя. Этот город – символ «классического века» майя. И именно на его раскопках был развенчан главный миф об индейцах майя как о мирном народе, не проливавшем чужую кровь. Именно здесь обнаружились леденящие кровь «компроматы»: остатки массовых жертвоприношений, ужасные сцены казни пленников и уйма изощренных «приспособлений» как для ритуальных кровопусканий, так и для пыток и убийств...
«... там расположены развалины прекрасных храмов, доказывающие, что некогда здесь стоял большой город, о котором нельзя предположить, что такие примитивные люди, как туземцы, когда-то были в состоянии его строить... Прежде чем попасть туда, натыкаешься на толстые стены и огромную птицу. На груди у птицы квадрат, длина стороны которого больше четверти испанского локтя и на котором начертаны неизвестные письмена. Если подойти поближе, обнаружишь фигуру большого каменного великана; индейцы говорят, он был хранителем святилища...» – примерно так описывал развалины этого удивительного города испанский хронист XVI века Диего Гарсия де Паласио.
«ПАРИЖ МАЙЯ»: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СМЕРТИ
Хронологическая история Копана одновременно проста и таинственна: долину реки Копан люди освоили еще в 1100 году до н. э. Плодородные земли в то время обеспечивали безбедное житье, и городище бурно развивалось. Но затем, примерно с 300 годов до н. э., жизнь здесь по непонятным причинам внезапно замерла: остановилось строительство, ушло население. Копан пустовал почти 500 лет, а затем вновь начал наполняться народом. И следующие 600 лет стали для нового-старого Копана «золотым веком».
В это время здесь проживало более 12 тысяч человек. Были построены великолепные храмы, возведены сотни зданий, включая комплекс дворцов, известных как Акрополь, имелись стадионы для игры в мяч, площади со знаменитыми стелами и очень даже цивилизованные дороги. Были также сооружены каналы, протянувшиеся на несколько тысяч километров, и водохранилище. Помимо центра города существовали 16 окраинных «микрорайонов», один из которых был удален на целых 11 км. Этот цветущий и ширящийся град, «Париж майя», как его окрестили археологи, должен был бы и дальше цвести и развиваться, но...
По сути, ученым известна точная «дата смерти» Копана – 6 февраля 822 года. Это последняя дата, зафиксированная в истории города. Она была высечена на резном алтаре, посвященном коронации очередного правителя Копана. Однако помпезный монумент оказался недостроенным, о чем свидетельствует незавершенный рельеф. Что случилось с резчиком и правителем – неясно. Но факт остается фактом – с этого времени Копан начал стремительно пустеть, а после IX века – обезлюдел совсем.
А к концу X века и вся цивилизация майя исчезает с лица земли. Но что послужило тому причиной – одна из величайших загадок истории.
ПЕРВЫЙ И ПОСЛЕДНИЙ
Известно, что в «золотую» пору Копаном на протяжении 400 лет правила одна династия – всего 16 правителей. Основателем этой династии считается Яш-Кук-Мо (Голубой Кетцаль-Попугай). Согласно дате, высеченной на алтаре, он пришел к власти в 426 году н. э. Некоторые из исследователей даже называют его «копанским Джорджем Вашингтоном» – настолько он был могуч и авторитетен. Недаром все последующие потомки считали необходимым вести именно от него отсчет своей царской линии.
Самым известным правителем Копана называется Дым-Ягуар, прославившийся как Великий Подстрекатель, правивший 67 лет, значительно расширив территорию Копана и приведя город к небывалому расцвету.
Последним же правителем стал У-Сит-Ток, о котором известно лишь то, что он принял правление в том самом «кризисном» 822 году, и чей алтарь не был закончен. Конец последнего правителя Копана покрыт мраком.
КРАСОТА ПЛЮС ЗАГАДКА
Перечислить все достопримечательности Копана крайне сложно, настолько их много и так они разрушены и перемешаны между собой. Трудность еще и в том, что у майя каждый храм нес в себе обязательно что-то новое, и потому среди их храмов не было двух похожих. Так что многие фрагменты археологи между собой называют просто «ОБИ» – «одному богу известно».
Среди главных архитектурных «символов» Копана можно назвать «лестницу иероглифов»: ее ширина почти 10 метров, высота – 20 метров, количество ступеней – 72, но самое главное – она украшена рельефами-иероглифами, чье число достигает поистине фантастической цифры – две с половиной тысячи! И это не просто рельефы – это надпись, самая длинная в своем роде, выходящая изо рта Змея Всевидения – символа, означавшего переход из мира живых в мир мертвых и обратно.
Надпись до сих пор не расшифрована полностью, а то, что удалось расшифровать, сводится к предупреждению, что все грозные правители прошлого когда-нибудь могут вернуться на землю. Аналогов этому гигантскому каменному кодексу пока не найдено.
Сенсацией стало случайное открытие самого древнейшего храма Копана, спрятанного... внутри пирамиды. «Росалила» – так нарекли его археологи, ибо он был розово-лилового цвета. Ученые пытались понять, что же заставило майя поместить один храм в другой, вместо того, чтобы более ранний просто разрушить, как это было принято у них.
Возможно, причина кроется в том, что «Росалила» – это древняя усыпальница. А вот кто погребен в ней – загадка. Во-первых, потому, что захоронение было надежно залито ртутью. Во-вторых, когда археологи, облачившись в защитные костюмы (как повысить иммунитет), все-таки добрались до таинственного усопшего, им оказалась... женщина. Она была вся буквально усыпана десятками тысяч нефритовых бусин, жемчужин, керамикой и ракушками. Кроме того, ее череп и кости были покрыты красной краской, а это могло означать лишь одно, что жрецы (скорее всего, именно они) спускались в усыпальницу через не сколько лет после погребения и специально покрывали красным пигментом истлевшие останки, а затем запечатали вход и все залили ртутью. И в-третьих, под могилой таинственной женщины («Женщина в красном», «Маргарита» – таковы «прозвища», данные исследователями) обнаружилось богатейшее захоронение мужчины.
Кто были это двое, чью могилу спустя века не решились разрушить потомки, а тщательно спрятали от всего мира? Археологи предполагают, что важные мертвецы – это основатель династии – Голубой Кетцаль-Попугай и его супруга. Но почему тогда нет ни одной соответствующей надписи и почему супруге правителя оказаны почести чуть ли не большие, чем самому правителю? Ее усыпальница – самое богатое женское захоронение майя из всех найденных.
ОТКУДА ВСЕ ЭТО?
Копан считают едва ли не главным научным центром цивилизации майя. Эдакой «Александрией» в джунглях Гондураса. Возможно, это и в самом деле так. Недаром именно в Копане был найден знаменитый календарь майя, согласно которому в 2012 году должен наступить конец света.
Археологов же гораздо больше занимают изображения, которым нет никакого разумного объяснения. Например, на одном из алтарных камней изображены жрецы-астрономы... в тюрбанах, сидящие по-восточному и обсуждающие 260-дневный ритуальный календарь. Могла ли существовать в те времена связь территорий современного Гондураса с Востоком?
Или – изображения бородатых людей на стелах. Сейчас доказано, что мужчины майя никогда в прошлом не носили бород. Тогда – кто эти загадочные бородачи, откуда они взялись и чем заслужили честь быть изображенными в камне?
Не менее загадочны высеченные в камне зубчатые колеса, алтари, украшенные глифами с датами и подозрительно напоминающие колесо с расположенной по центру ступицей. Чем-то это даже похоже на мотоцикл. Но ведь известно, что майя не знали колеса и уж тем более не были знакомы с мотоциклом...
И AЗ ВОЗДАМ?
На раскопках Копана ученые изучают закат «золотого века» майя и теряются в загадках, что послужило причиной угасания города и вообще исчезновения всей этой удивительной цивилизации.
Некоторые видят причину в захватнических действиях враждебных племен. Другие отстаивают гипотезу об истощении природных ресурсов, что повлекло за собой сначала кризис власти, а затем – общественный конфликт.
Но есть и такие исследователи, которые уверены, что упорядоченная массовая жестокость майя в какой-то момент вырвалась из-под контроля и разрушила весь их мир. Известный американский археолог Артур Демарест полагает, что общество майя дошло до такого уровня жестокости, какой трудно вообразить. Он обнаружил доказательства того, что накопившаяся в обществе враждебность и, как следствие этого, падение общественного строя привели к экологической катастрофе, положившей конец культуре майя. Сам метод ведения войны у майя коренным образом изменился, и огромная территория была ввергнута в хаос.
Конец цивилизации майя в свете современных исследований и теории Демареста очень точно описал видный майянист Дэвид Фрейдел: «Верховная власть пала, все разлетелось вдребезги. Началась анархия. Следствием войны стал всеобщий хаос...»