Кино, картины и кинокартины
Советский художник Юрий Пименов любил дождь, девушек, стекло, Москву и много чего ещё. Особой любовью он любил кино, театр и всяческую печатную и рукописную продукцию. И я его люблю за эту особую любовь. Если вглядеться-вчитаться в некоторые его картины с должным вниманием, можно обнаружить много интересного. Желательно, однако, иметь специальный глаз-алмаз.
Посмотрите-ка - первые модницы нового квартала, возможно, бегут в кино. На фильм, о котором сообщает плакатик:
Что же это за кино у них там идёт? Элементарно: крутят один из главных оттепельных фильмов - "Летят журавли" Михаила Калатозова. Вот эта самая афиша:
Татьяна Самойлова в "Журавлях":
Есть, конечно, более сложные случаи - как на следующей картине. Она написана в последний год войны. Известное театральное московское место. Согбенную фигурку на афишке я не могу идентифицировать: не хватает эрудиции. Причём загадочная афишка с фигуркой коварно перекрывает другие, от которых достались мне на рассмотрение только буквы "-иер" и "-ным -но":
Насчёт "-иера" могу предположить, что это объявление о концерте Якова Владимировича Флиера, прекрасного пианиста; в сорок пятом году он был в большом порядке. А "-ным -но" извещает - это я тоже предполагаю - о спектакле "Давным-давно". Пьеса была написана А.Гладковым перед войной, и во время войны её активно ставили для поднятия боевого духа (в шестидесятые Рязанов снимет по ней фильм "Гусарская баллада").
Одной из первых театральных Шурочек Азаровых стала Любовь Добржанская. Дело было в сорок втором, в Свердловске, куда эвакуировался Театр Красной Армии. Решительный был корнетик:
Если вы не узнали Добржанскую - напомню: в кино она многим стала матерью. Мировая мама, как говорила бывшая невеста Жени Лукашина:
Картина Пименова "Мокрые афиши" тоже свидетельствует о культурной жизни. 22 октября состоятся очередные бега, Москонцерт приглашает послушать чьи-то песни, также можно посетить выставку А.П.Остроумовой-Лебедевой (тут двух мнений быть не может), а театре им. Маяковского - посмотреть спектакль "Таланты и поклонники" по Островскому:
Анна Петровна Остроумова-Лебедева была замечательной художницей. Почти всё своё творчество она посвятила Петербургу, Петрограду, Ленинграду:
А что касается "Талантов и поклонников" - афишу к этом спектаклю создал Пименов (он вообще нарисовал довольно много афиш):
К тому же Пименов работал над самим спектаклем (вместе с друзьями-учениками) как художник. В семьдесят первом сняли телевизионную версию, которая, конечно, не вполне соответствовала сценической: спектакль и телеспектакль - это разные вещи, к тому же актёрский состав изменился. Но работу Пименова как художника постарались перенести и на плёнку. Заметьте - стены не пустуют, и ошмётки афиш не могут не радовать благодарного зрителя, хотя на них ничего толком и не прочтёшь. Впрочем, ясно, что в этой провинции когда-то шла трагедия Лессинга "Эмилия Галотти":
На ещё одной "афишной" картине Пименова мокнет "Пышка" Михаила Ромма, немой фильм тридцать четвёртого года, в пятидесятые довольно аккуратно озвученный музыкой и одним закадровым голосом. И опять висит объява про бега. А слева - какое-то "ПЕТЕ..."; тут я могу предположить, что имеется в виду фильм "Петер" - трофейное музыкальное кино с переодевашками:
Могу, конечно, насчёт "Петера" ошибаться, но мордочка героини, как и платьице, вполне соответствуют. К тому же этот "Петер" был в СССР очень популярен. Кстати, симпатичный, трогательный фильм - можно сказать, детский (я его видела, как и всё остальное, о чём распространяюсь):
Что до "Пышки" - афиша опять-таки сделана самим Юрием Пименовым:
Галина Сергеева была самой чудесной, самой пышечной Пышкой. Жаль, что вкус к немому кино давно утрачен. А ведь в "Пышке" этой - и Фаина Раневская, и Татьяна Окуневская... И Андрей Файт...
Дальше - просто для красоты. Единственное, что я могу тут прочитать - "БЕГА". Бега, товарищи, вечные бега!
Окраинные новые районы - это, конечно, сумбур вместо музыки, а не Большой театр, но зато можно не сомневаться, что всё начертанное - чистая правда. Были там эти вечера танцев, были концерты, было вторсырьё и приёмный пункт №18.
Итого: Юрий Пименов - художник, которому можно доверять. И можно иногда проверять; не Пименова, конечно, а собственную сообразительность.