Как фонтаны Петергофа водят вас за нос
Больше всего я люблю архитектуру за то, что с ее помощью можно манипулировать людьми, причем так, что они даже ничего и не поймут. Кстати, в 20 веке эту способность архитектуры на заметку взяли лидеры СССР и Германии, которые начали массово строить великие здания для великой страны, но еще до них манипуляция с сознанием с помощью расположения домов, их величия или даже цвета использовалась вовсю. Но вернусь к Питеру.
Точнее, к барокко. Говоря о маленьком секретике питерской архитектуры, я, на самом деле, хочу рассказать о Петровском барокко. И о барокко вообще.
Для наглядности возьмем Петергоф. Если вы видели ансамбль хоть раз, то прекрасно помните шикарные фонтаны, аллеи, скульптуры и лестницы, вот это все. Если вы не видели, то посмотрите обязательно, ну или хотя бы посмотрите на фотку, это вот часть всей той красоты.
А теперь представьте, что вы хотите посмотреть на фасад здания с такого расстояния, чтобы видно было все, но не слишком далеко, чтобы можно было разглядеть детали. Вы попробуете отойти немного назад, но упретесь в балюстраду. Вы захотите спуститься по лестнице, но там будет фонтан, а еще лестница перекроет обзор. Короче, вы не сможете это сделать.
Можно подумать, что это совпадение, но вспомните, например, легендарный фонтан Треви в Риме. Он находится возле палаццо, к которому спереди вы тоже не сможете попасть достаточно близко. Только на расстоянии фонтана или сбоку (там обычно люди и собираются).
И снова можно решить, что это совпадение. Вон у вас возле дома к фасаду тоже не подойти, там дорогу перекопали, не значит же, что в этом есть какой-то смысл. Но нет, смысл есть.
Дело в том, что барочная архитектура стала первой архитектурой, которая всерьез показывает объем. Все, что было в истории архитектуры до, конечно, тоже не было плоским, но дома более ранней постройки все-таки предполагали, что самая выгодная точка для обзора — фронтальная. Архитекторы до барокко строили дома, чтобы на них смотрели строго по центру.
Дома, созданные в стиле барокко, становятся более 3D, что ли. Лучший ракурс для них всегда будет асимметричный, сбоку, снизу, чуть со стороны. Только так можно увидеть все закругления вместо привычных углов, плавные формы и выступающие части. А как заставить людей смотреть на строение сбоку? Поставить что-то со стороны фасада. Например, фонтан, или обелиск, или скульптуру, или лестницу, а может быть, все сразу. И вот, вы ничего не подозреваете, обходите красивый фонтан со всех сторон и идете смотреть на здание под нужным углом, следуя хитрой задумке архитектора, даже, не подозревая, что вами манипулируют!