Коллекция подделок: как миллионера обманули на 10 млн долларов
А вот была еще одна загадочная история из мира искусства. Она произошла в 2012-м, но началась даже раньше, за много лет до.
В 2012-м бывший топ-менеджер «Транснефти» Игорь Возняков обнаружил, что его маленькая коллекция работ отечественных гениальных художников на самом деле подделка. Можно предположить, что какие-то охотники за ценными предметами искусства выкрали подлинники и подсунули подделки, но, скорее всего, все было прозаичнее: обманули бизнесмена эксперты. В общем, сделать это было нетрудно, поскольку сам он несильно в тот момент разбирался в искусстве. У него появились деньги в 1990-е, и он решил вложить их в художников, работы которых знал еще со школы.
Был у него свой дилер, был сделан анализ.
Однако одни и те же эксперты с разницей в несколько лет дали по поводу картин диаметрально противоположные заключения: сначала их признали подлинниками, а потом – подделками, кисти неизвестного автора.
Вознякову бы в этом случае разозлиться, психануть. Но он, собственно, так и сделал. Разозлился и психанул. И устроил выставку, на которой собрал все подделки. А еще к ним приложил в качестве арт-объектов по два сертификата: «до» и «после». Чтобы нагляднее было понятно, что когда-то эту картину считали произведением Рериха, а эту – Айвазовского, а теперь все они – работы кисти неизвестного художника.
Интересно, конечно, узнать, как так вышло, что экспертиза «ошиблась» в нескольких картинах подряд? Притом что оценивали работы лучшие специалисты из Эрмитажа и Третьяковской галереи? Официальная версия звучит ожидаемо: эксперты сказали, мол, столько времени прошло, мы стали (более лучше анализировать) более качественно подходить к вопросу, научились использовать рентген и другие штуковины.
Другие эксперты, те, которые тут были ни при чем, сказали, мол, а что вы, ребята, хотите? Одно дело подтверждать подлинность перед покупкой, другое – перед выставкой.
Правда, как специалисты могли так серьезно ошибиться, неясно. Например, в блоге одной широко известной в узких кругах дамы, разбирающейся в картинах, есть фотокарточки тех самых подделок и комментарии на тему, как они выглядят вживую. Дама говорит о том, что выглядят они убогонько даже без экспертизы. Но тут трудно говорить, не видя картин.
Тут правда, есть еще один нюанс и одна версия. Примерно в тот же период бизнесмен решил развестись с женой. Развод оказался скандальным. И в СМИ появилось несколько интервью с экс-супругой, которой по суду достались 5 евро и половина машины. В интервью она рассказала, что независимая экспертиза была затеяна как раз в процессе развода, когда нужно было делить имущество. Она уверена, что картины на самом деле настоящие.
Но это все о деньгах. А что картины?
Среди них есть, например, картина, которую якобы написал Рерих, под названием «Гости прибыли». Сейчас предполагается, что это коллаж из нескольких работ Рериха, который был сделан совсем недавно. Для него автор взял немного из «Садко», немного из «Славян на Днепре», получился новенький Рерих.
Или вот подделка Кустодиева написана, скорее всего, с реального наброска художника. Но писали ее белилами, которые в момент написания картины еще не изобрели.