О философской глубине БПЛ 2049
Снова о "Бегущем по лезвию 2049" - теперь о философской глубине по сравнению с первым фильмом. Задумался, когда на мой общий тезис "Нет философской глубины" из первого обзора в фейсбуке мне ответил гештальт-терапевт Денис Ефремов:
"Вот не согласен я с тобой про отсутствие глубинной философии :) На мой взгляд, это самое сильное в фильме: вопросы наличия самосознания в ИИ, и что делать в тот момент когда оно у них появится. А это самый что не есть вопрос современной философии (см. Черниговскую) :)"
Ну, во-первых, в ИИ самоосознание априорно.. Точнее имманентно. Этим, насколько я понимаю, ИИ качественно и отличается от нейронной сети. Но могу ошибаться - в вопросах ИИ ориентируюсь по паре статей, встречавшихся мне в соц.сетяъ, да лекциях Джона Сёрля на Гугл.Толкс.
Теперь по поводу филос.проблем поставленных в фильме - проблема самопожертвования и большей человечности роботов, чем самих людей не нова - она поставлена еще в первом фильме и по моему IMHO не выходит на новый уровень в этом втором.
Взять хотя бы финальную сцену с Рутгером Хауэром в БПЛ - христианское прощение (и даже спасение) заклятого врага перед смертью, аллегорический гвоздь в ладони Роя как у Иисуса во время распятия, проникновенная до слёз речь о растворении личного опыта в Ничто, взмывающий в небо голубь из рук умершего Роя как аллегория души - ничего подобного по уровню и вопрошания, и интенсивности и близко не было в БПЛ 2049.
Проблема же размножения - новая в отличие от первого фильма, - является проблемой социальной философии, а не экзистенциальной (которую принято называть глубинной). По крайней мере я увидел постановку вопроса именно в этом разрезе. Да, в этом фильме лучше прослеживается Umwelt (жизненный мир) репликанта в связи с его душевными порывами, а также поднимается вопрос телесности искусственного интеллекта вообще - в основном через героиню Джой и стадии её телесности от ограниченной в пространстве до продвинутой благодаря эманатору.
Но нет той амбивалентности (тоже признак глубины), которой заканчивается первый фильм, а точнее его THE FINAL CUT - версия: является ли сам Рик репликантом, что будет после того, как он и Рейчел выйдут из лифта на первом этаже, сколько они проживут вместе. Во втором фильме концовка вполне в социальном духе - начала борьбы роботов за свои права, для которой теперь есть предводитель, и потому однозначна (и более скучна - для меня).
P.s. Вот вам крутейший трек саунда из фильма: