МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ 31 июля 1937 года родилась Эдита Пьеха
Суперзвезда советской эстрады 60-х, эталон красоты и элегантности (как же, родилась во Франции, обладательница чарующего, такого ненашего акцента!), солистка ансамбля «Дружба», народная артистка СССР.
Приехала из Польши получать образование в Ленинградском ВУЗе, хотела стать учительницей. А в Ленинградской консерватории студент Александр Броневицкий носился с идеей создания нового ансамбля, где будет мужской вокальный ансамбль на бэк-вокале, создающий вокальное сопровождение пению солистки, - так было модно в те годыи за границей. Песни планировались типично советско-эстрадные, но в современных аранжировках, а также современные иностранные песни на русском языке. Что-то типа возникшего через 15 лет ВИА «Самоцветы», но с поправкой на время. Александр взял Пьеху к себе солисткой, что было очень смело в то время, но создало ансамблю свой шарм. После успешного выступления на Московском фестивале молодёжи и студентов ансамбль стал профессиональным и через него прошло множество музыкантов, ставших потом самостоятельными звёздами на советской эстраде (например, Анатолий Васильев, работавший у него гитаристом и создавший вскоре свой ансамбль – «Поющие гитары»).
Алесандр Броневицкий – это тот фундамент, на котором прочно стоял ансамбль Дружба, его музыканты и его солистка Эдита Пьеха, на которой Александр женился (может, это способ закрепления кадров в коллективе? Но увы – не помогло). Выбор репертуара, аранжировки, музыкальное направление, даже акцент Эдиты – всё держалось на нём. В ту пору относительной оттепели ансамбль стал очень популярен, а Эдита вошла в число первых звёзд СССР.
Есть интересная история. В начале 60-х Эдиту включили в состав культурной делегации в США, тогда начиналась оттепель в отношениях с США. Она там услышала свежий американский хит - "Green Fields" и захотела его спеть. В то время не принято было петь на иностранном языке и она попросила Роберта Рождественского (тоже члена делегации) написать русский текст. Он это сделал легко и быстро, написав текст на салфетке. Песня стала называться "Город детства" ("где-то есть город, тихий, как сон..."). Эту историю лет двадцать назад рассказывала сама Пьеха, но сейчас всё изменилось – и я не знаю, в чём тут дело, может – изменилась политика? Короче, я не нашёл в инете упоминания об этой делегации, нет упоминания о поездке в биографии Пьехи и Рождественского, а сама история выглядит так – Пьеха услышала эту песню в Париже, потом, по возвращению, обратилась к Рождественскому, который долго мучился и в конце концов создал свой шедевр. Похоже, сейчас считается правдивым этот вариант, ну а вы сами выбирайте, какой вам нравится. Вполне возможно, что оба – враньё. Ну, не важно.
В 1976 году Александр и Эдита развелись и она покинула коллектив (буквально – свою семью!), она создала свой ансамбль по образцу Дружбы – для аккомпанемента себе. Но без Броневицкого получилось полное убожество (примерно как ВИА «Поющие гитары» и ВИА «Голубые гитары» - в точности по русской поговорке «Какая разница? А одна даёт, другая – дразнится» - прошу пардону за народный стиль). В конце 70-х, будучи в очередной командировке в Ленинграде, от нечего делать пошёл на концерт Пьехи – ушёл со второго отделения, всё, что было сердцу мило – всё давным-давно уплыло… Но в начале 80-х Эдита Станиславна попробывала сделать ещё один рывок – она полностью сменила состав своего ансамбля, набрала молодых ребят и рванула на ТВ, пытаясь снова войти в ту же реку, записала несколько клипов, но хватило заряда ненадолго. Интересный момент – в то время наш певец, что пел у нас в кабаке, решил поехать искать счастье в Питер, и как раз попал по набору в группу новых певцов бэк-вокала Пьехи. Так как мест в гостиницах не было, они пару месяцев жили прямо в квартире у Пьехи. Потом я увидел его рожу по телевизору, в клипе, где он старательно подпевал Эдите Станиславне…
Что касается меня – я никогда не был её поклонником, как раз в то самое время все мои мысли занимали Битлз и Пьехе туда было не пробиться с её «Замечательным соседом», играющем на кларнете и трубе. Если бы хоть на электрогитаре… А так – без шансов. Но, конечно, был в курсе её репертуара, так как эти песни неслись отовсюду – не спрячешься. И некоторые песни были неплохие.
Эдита Пьеха - Каравелла
Эдита Пьеха. Горечь (В.Калле - М. Цветаева)