🏴☠️«Человек-амфибия». Достойный ответ Диснею
Таинственный мир морских глубин предстает восхищенному взору. Тысячи коралловых рыбок снуют в пышущей растениями и водорослями толще воды. И вдруг среди всего этого великолепия возникает человеческий силуэт…
Идея экранизации фантастического романа А. Беляева «Человек-амфибия» возникла в послевоенные годы. Причем, вынашивали ее не только советские кинематографы, но и Голливуд. Неразрешимым был вопрос подводных съемок. Уолт Дисней по этой причине счел экранизацию нереальной и отказался, а «Ленфильм» рискнул и…уже более пятидесяти лет не стареет шедевр Геннадия Казанского и Владимира Чеботарева.
Сегодня компьютер существенно облегчил труд постановки фильма. Спецэффекты и трюки перестали волновать сознание режиссера. Но тогда, в конце пятидесятых, компьютеров не было.
Кто-то скажет, что подводные сцены с Ихтиандром сегодня воспринимаются топорными, и я поспорю: ни один «синтетический» продукт, как бы ярко он не выглядел, не заменит никогда выращенный на грядке своими руками. Несмотря на простоту, даже сегодня трюки смотрятся реалистично.
Отдельное спасибо Анастасии Вертинской. Не зная ее возраст, никогда не подумаешь, что трагическую роль несчастной девушки может так уверенно сыграть еще ребенок.
Слабее смотрятся Коренев и Козаков, но в целом, весь актерский состав справился с поставленной задачей: персонажи Беляева, простые жители Буэнос-Айреса, стали нам близкими.
Конечно, «Человек-амфибия», если следовать идее писателя-фантаста, прежде всего остросюжетный приключенческий фильм. И здесь ему очень сложно конкурировать с кинолентами последних лет в силу отсталости в технических компонентах. Тот же прием игры света и тени на лицах персонажей в момент психологического напряжения сегодня вызывает искреннюю улыбку. Тем не менее, и в наши дни кинокартина может похвастаться многочисленной армией поклонников.
В довершение ко всему, пару слов о музыкальном сопровождении. Романтические мелодии, исполненные в фильме, доставляют удовольствие. А песню о морском дьяволе и сегодня можно услышать на радиостанциях.
Советский зритель увидел фильм на широких экранах в самом начале 1962 года. И если первое время многие критиковали киноленту за то, что она выпадает из привычных рамок советского кино, то к концу года эту критику уже никто не воспринимал: «Человек-амфибия» стал самым кассовым художественным фильмом.