Гагарин, «Led Zeppelin» и Чайковский
Нескучная классика с Губерниевым
Посетить виртуальный концертный зал, находящийся в Шахунской школе искусств, меня подвигло любопытство, и конечно, заявленная музыкальная программа, которую я случайно обнаружил в одной из соцсетей. Странно, что на центральной городской афише о предстоящем мероприятии - ни слова. Да и время для желающих посетить концерт неудобное – 15:00, и это в рабочий день. Поэтому, наверное, в зале и собралось человек семь или восемь взрослых да еще с десяток ребятишек.
Итак, предстояло увидеть и - главное - услышать классическую музыку из проекта Московской филармонии «Мама, я меломан» с участием Академического симфонического оркестра. Дирижировал молодой, но уже достаточно известный Димитрис Ботинис, а в качестве приглашенной звезды выступал виолончелист-виртуоз Александр Рамм.
В зале погасили свет, и на экране, кстати, в хорошем изображении предстали концертный зал имени П.И. Чайковского, оркестр и… спортивный комментатор Дмитрий Губерниев.
Ему предстояло быть ведущим мероприятия. Что ж, любопытно!
Как и положено конферансье, Дмитрий широко улыбался, отпускал странные, на первый взгляд шуточки типа: «Друзья, позади меня стоит крепкий, как оборона сборной Финляндии по хоккею, оркестр!». Затем объявлял, что будут исполнять музыканты, и кратко излагал историю произведения. Для начала предстояло услышать вторую часть седьмой симфонии Людвига ван Бетховена.
И началось волшебство…
Мелодия лилась, обволакивала душу, и я забыл, что сижу в зале, на неудобном стуле, что людей вокруг немного. Звук, позволяющий равномерно услышать все инструменты оркестра был на высоком уровне. А сколько современных песен я узнал из этой темы композитора! Вот откуда берутся новоявленные хиты и шлягеры – из той же, классики!
Следующим номером шла третья часть девятой симфонии Антонина Дворжака. На что ведущий сказал, будто американский астронавт Нил Армстронг брал с собой на Луну именно эту симфонию, а Юрий Гагарин по ночам слушал «Голос Америки», но не группу «Битлз», а именно это произведение.
Реакция публики в зале Чайковского была неоднозначной: кто-то смеялся над шутками Губерниева, кто-то отворачивался. Но опять всех помирило великое искусство. Мне понравилась легкая, ироничная перекличка струнных и духовых инструментов, и уловил даже что-то из чешского юмора и почему-то, гармонию американских прерий.
Будучи не очень сведущим в именах композиторов-классиков, я заинтересовался заявленным в программе Эдуардом Элгаром. Перед произведением этого британского автора комментатор выдал тираду, сравнив Элгара с Элтоном Джоном и чемпионом по академической гребле Стивеном Редгрейвом.
«Как-то раз, у великого гитариста «Led Zeppelin» Джима Пэйджа спросили: «Ну вот, как ты играешь?» Он ответил: «Да что я! Я поигрываю, а вот молодой парень с виолончелью из Москвы, он по-настоящему играет…» - так представил публике балагур Губерниев виолончелиста-виртуоза Александра Рамма. И добавил, что тот - «Криштиану Роналду мировой виолончели». Вызвав улыбки публики, Дмитрий удалился, а дирижер взмахнул палочкой…
Концерт для виолончели с оркестром, первая и вторая части. Эдуард Элгар. Неофиты, запомните это произведение.
Да простят меня фанатки Стаса Михайлова и поклонники реппера Oxxxymiron за сентиментальность - у меня через две минуты звучания этого гениального произведения выкатилась слеза. По-моему, именно Элгар был жемчужиной этой программы и еще Рамм. И тут я согласился с нашим чудаковатым ведущим – у гитариста Джима Пэйджа на гитаре есть лады, у Александра на грифе его инструмента их нет. Только идеальный слух. Тонкая, профессиональная работа.
Александр Рамм - виртуоз.
Такое было ощущение, что из меня вытащили все, а потом пустое тело закинули куда-то в космос…И в финале вернули обратно, запихали сердце, печень, легкие, вложили мозг на место и все оказалось новым, нетронутым, девственным.
Далее шел известный полонез Петра Ильича Чайковского из оперы «Евгений Онегин». Тут ведущий особо не острил, рассказал немного об истории создания, и грянул оркестр. Сразу в воображении возникли мужские фигуры в гусарских ментиках и фраках, дам в бальных платьях…
Адажио Сергея Рахманинова из второй симфонии конферансье представил без юмора – видать, устал или понял, что с шутками явный перебор. Эту музыку я бы сравнил с Котом-Баюном: завораживающая, мягкая, почти усыпляющая. Закрыв глаза, я до конца произведения был вне времени. Когда в финале наступила тишина, глянул на экран – дирижер Димитрис Ботинис - крупным планом, с испариной на лице, видимо, тоже вернулся в зал откуда-то из параллельного мира. Вообще, дирижер здесь – отдельная песня. Его надо видеть. Иначе, не до конца ощущаешь мощь сочинения.
Маэстро Ботинис
Под занавес, после не очень удачной остроты Губерниева, оркестр завершил концерт залихватской лезгинкой из балета «Гаянэ» Арама Хачатуряна.
Включили свет. Стали расходиться немногочисленные зрители. И я вышел на зимнюю улицу города. А ведь не зря сходил, и Дмитрий ничего не испортил своим дурачеством. Потом только я понял, что все это затеяно для молодых, чтобы их приобщить к прекрасному. А когда все серьезно, то им было бы скучно. А все же жаль, что так мало горожан побывали на этом мероприятии. И дело тут, думаю, не во времени начала концерта и не в недостаточной рекламе, а просто многим кажется, что классическая музыка скучная и устаревшая. На то она и классика, чтобы люди обращались к ней вне зависимости от времени и своих вкусовых предпочтений.