Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
oksaxa
7 лет назад

Китайская цивилизация

Три с половиной тысячелетия Поднебесная империя была одним из центров мироздания и вносила неоценимый вклад во всемирную историю, развивала искусства и ремёсла, культуру и традиции. Увы, всё когда-нибудь приходит в упадок, вот и китайскую цивилизацию постигла та же незавидная участь. Технологически более развитый западный мир с начала XX века постепенно отодвинул Китай на малозаметные роли на международной арене. А стремление строить коммунизм как-то не совсем удачно наложилось на ментальные особенности юго-восточной Азии.

Первые осёдлые поселения земледельцев в долинах крупнейших китайских рек Янцзы и Хуанхэ, по данным археологов, датированы примерно 5 тыс. лет до н.э. Доисторический период, длившийся примерно с 8500 до 2070 года до н.э. и почти не оставивший по себе документальных свидетельств, окончился формированием древнейшей китайской династии Ся (2070-1600 гг. до н.э.). Люди чтили божество «Шан-Ди», которое было высшим в священном пантеоне, управляя всеми стихиями.  Почитаемы были солнце, луна, горы и реки, совершались обряды и жертвоприношения по поводу выдающихся грандиозных событий. Существовал культ поклонения предкам, что затем нашло отражение в конфуцианстве. Император был первосвященником и считался богоподобным. 

Правящая династия Шан-Инь имела около 150-200 тыс. подданных и владела сравнительно небольшой частью северо-восточного Китая в нижнем течении Хуанхэ, где она вырывается на равнину, со столицей в Аньяне, что на севере современной провинции Хэнань. В 1027 г. до н.э. государство Шань-Инь было завоёвано племенем Чжоу, правители которого повелевали страной до 256 г. до н.э. Династия Чжоу также известна как «бронзовая династия», т.к. бронза прочно вошла в обиход и повсеместно использовалась для изготовления изделий, утвари, посуды и оружия.

Согласно преданию, пришельцы объявили, что правители Шан утратили «небесную благодать» (дарованное богами повеление править государством), и она перешла к новой династии. В дальнейшем «небесная благодать" ещё много раз переходила из рук в руки, но неизменно служила главным оправданием политических перемен, придавая законный статус любому преуспевшему мятежнику, который присваивал себе главную функцию посредника между Небом и подданными.

Феодальные правители императорских династий Шан и Чжоу почти не имели власти над своими могущественными вассалами. Однако, само существование верховного владыки говорило о наличии широко распространенной общей культуры, которая за это период охватила бассейн реки Янцзы и стремительно распространялась на юг. Проникновение и дальнейшее расширение китайской цивилизации по юго-восточной Азии продолжилось и после того, как в VIII в. до н.э. династия Чжоу растеряла остатки былого величия и Китай раскололся на враждующие царства.

В таблице представлена хронология великих императорских династий Китая:

Период кровавых распрей и междоусобиц, справедливо вошедший в историю как эпоха Воюющих царств (403-221 гг. до н.э.), привёл к усилению сословия чиновников, их значимости и влияния в обществе. Эта образованная, умелая и преданная служению общему делу прослойка дреснекитайского общества, постепенно становилась основой прогресса и развития, в отличие от феодалов, враждовавших друг с другом за власть и территорию. Но смутные времена не смогли повлиять на борьбу идей и формирование двух крупнейших философских учений – даосизма и конфуцианства. Если проникнутое мистическим индивидуализмом Дао (основатель Лао-Цзы) проповедовало жизнь в простоте, гармонии и единении с природой, то мудрец Кун-цзы или Конфуций (551-479 гг. до н.э.) создал идеал человека, обладающего двумя важнейшими достоинствами — гуманностью и чувством долга. Это учение легло в основу всей китайской культуры. В I веке до н.э. китайская философия дополнилась третьим из важнейших элементов — буддизмом. Китайский менталитет сформирован тремя этими началами и такой порядок вещей прошёл через тысячелетия.

Концепция Дао в китайской философии обозначает вечное действие или принцип творения, отвечающий за происхождение единственности и двойственности и, вместе с тем, за начало мира и творение («10 000 вещей»). Дао одновременно и единичное — неповторимый путь каждой вещи и каждого явления в отдельности, то есть самих по себе, и единое, универсальный закон Вселенной, то, что объединяет все вещи и все явления в одно существование.

Из эпохи Воюющих царств победителем вышло государство Цинь, давшее название современному Китаю. Став первым императором объединённого Китая, правитель Ши-Хуанди принялся перекраивать государство по собственному разумению. Казни, преследования и изгнания стали обычным делом. Массовые репрессии низложили былое могущество местных феодалов и подавили всякое желание сопротивляться. Китайский вариант европейской инквизиции жёг свитки и манускрипты древних философов, попавшие в опалу сочинения литераторов, а с неугодными учёными мужами безжалостно расправлялись за "еретические" взгляды и вольнодумство.

Вместе с тем, эпоха Цинь вошла в историю Китая как время утверждения унифицированной китайской письменности, искусства каллиграфии, упорядочения системы мер и весов. В Китае каллиграфия стала первым из искусств, подвергшимся теоретизации и выработке классических канонов. Одновременно с этим в империи проводились грандиозные общественные работы, была создана сеть благоустроенных дорог, а для защиты от злейших врагов — разбойничьих племен кочевников — на севере была воздвигнута Великая Китайская стена, на строительстве которой были заняты в общей сложности около 1 млн чел. 

«Длинная стена» протяжённостью почти 9000 км (а её общая длина 21,2 тыс. км), сохранилась до наших дней и является крупнейшим памятником мировой архитектуры. Старинная легенда так объясняет местоположение стены: направление и место постройки указал огромный дракон. Он прошёл вдоль границ страны, а рабочие возвели стену на месте его следов. Сама форма стены имеет сходные очертания с парящим драконом. Камни и сложные конструктивные конструкции широко использовались при возведении Стены на востоке, а в тех местах, где каменная кладка была непозволительной роскошью ввиду недоступности (западные земли, на территории современных провинций Ганьсу, Шэньси) — возводилась большая насыпь. Средние параметры по высоте равны 7,5 м, а ширина по гребню составляет 5,5 м, у основания расширяется до 6,5 м. Башни, встроенные в стену на расстоянии около 200 м (дальность полёта стрелы), выполняли основную оборонительную функцию.

Спустя всего три года после смерти Ши-Хуанди (209 г. до н.э.) династия Цинь была свергнута. Её менее деспотичные преемники Хань правили страной 400 лет с 16-ти летним перерывом (9-25 гг. н.э.). Китайская цивилизация вступила в период зрелости, а военные походы расширили власть империи далеко на юг, до Тонкинского залива. В сферу китайского влияния на долгих 18 веков вошли Вьетнам и Корея. Экспансия в Центральную Азию позволила проложить"шелковый" торговый путь на Запад, и китайские шелковые ткани были известны даже в древнем Риме.

Для торговли и культурного обмена между Востоком и Западом первостепенное значение имел Великий шёлковый путь — караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средневековье. Путь был проложен во II веке до н.э., вёл из Сианя через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: северная дорога проходила через Турфан, далее пересекала Памир и шла в Фергану, через Самарканд и казахские степи, южная — мимо озера Лоб-Нор по южной окраине пустыни Такла-Макан через Яркенд и Памир вела в Бактрию, а оттуда — в Парфию, Антиохию, Индию и на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря. Термин введён в обиход немецким географом Фердинандом фон Рихтгофеном в 1877 г.

Государи Хань воссердали на китайском троне с 206 до н.э. по 220 годы н.э. Это одна из самых известных китайских династий, которая до сих пор остаётся крупнейшей этнической группой в Китае (примерно 92%). И хотя современный Китай населяют представители 56 национальностей и этносов, все они считаются национальными меньшинствами с единственным исключением — ханьцы. Прочие народы: чжуан, хуэй, уйгуры, мяо, маньчжуры, тибетцы, монголы, туцзя, буи, корейцы, дун, яо, бай, хани, казахи, тай, ли, лису, шэ, лаху, ва, шуй, дун-сяны, наси, ту, киргизы, цян, дауры, цзинпо, мулао, сибо, салары, буланы, гэлао, маонань, таджики, пуми и т.д., в силу своей малочисленности группируются в более крупные этноязыковые группы: китайские, тибето-бирманские, тайские, кадайские, мон-кхмерские, монгольские, тюркские, индоевропейские, тунгусо-маньчжурские народы и пр. Насколько пёстрой является картина народонаселения Китая можно судить по количеству языков, использующихся на его территории; их 299.

Самое знаменитое достижение эпохи Хань — изобретение бумаги. Это не та бумага, к которой мы привыкли. Она не была ни белой, ни тонкой, изготавливалась из истолчённых волокон конопли, но была вполне пригодной для письма. Вслед за этим ханьцы придумали и чернила.

В эпоху Хань расцвели наука, искусства и государственное управление. Конфуцианство возведено в ранг государственной философии. Почерпнув лучшее из даосизма и других источников, учение Конфуция стало мерилом поведения верноподданного чиновника. Правители Хань ввели систему экзаменов на замещение должностей, требовавшую глубоких знаний и многих лет подготовки. Как результат в Китае сформировался класс учёных чиновников, обладавших достоинствами государственных мужей, книжников и людей искусства. Чиновник в древнекитайской иерархии располагался над крестьянами-общинниками и бесправными рабами, но ниже знати, подчинявшейся исключительно имепратору.

Благодаря усилиям "мандаринов", так их много веков спустя прозвали португальцы (это слово происходит от санскритского "мантра", совет), культурное наследие передавалось из поколения в поколение, ибо конфуцианский чиновник и конфуцианская этика оставались в неприкосновенности, переживая одну династию за другой. Каждый чиновник осознавал своё великое предназначение — служить маленьким передаточным механизмом на пути вещей. Даже когда страну захватывали кочевые племена, завоеватели поручали управление государством все той же чиновничьей касте, извечный порядок вещей оставался незыблемым, а могучая китайская культура с годами ассимилировала пришельцев. Эта всепоглощающая сила сыграла решающую роль после падения династии Хань в III в. н. э. На севере правили династии варваров, в других местах — феодалы и удельные князья, но идея единого Китая — Срединного царства — под властью императора не канула в Лету, и в 589 г. один удачливый военачальник основал династию Суй.

Рисунок: 1, 2, 3 Фото Карта Таблица

7
627.707 GOLOS
На Golos с February 2017
Комментарии (5)
Сортировать по:
Сначала старые