Добро пожаловать... в дом. Господский дом
В предыдущем посте мы с вами гуляли по усадьбе Михайловское, имению матушки Александра Сергеевича Пушкина. Господский дом, разумеется, занимает особое место и значение в усадьбе и я обещала вам отдельный пост с рассказом о нем... что бы неспеша, с чувством, с толком...
Пройдемте?
С вашего позволения, я продублирую из предыдущего (обзорного) поста один снимок господского дома снаружи, что бы было понятно где мы.
Итак...
Господский дом семьи Пушкиных находится на краю холма. Одним фасадом он обращен к парку, а другим (на фото) - к реке Сороти и живописным окрестностям.
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали села; здесь и там
Стада бродили по лугам...
Эти строки из "Евгения Онегина" о нем, о господском доме...
По сравнению с имениями соседей этот дом, построенный в конце 18 века дедом Александра Сергеевича, был довольно скромным. В стихотворении "Домовому" Пушкин называет его "скромная семьи моей обитель".
Комната няни. Комнату эту отвели в барском доме Арине Родионовне, когда родители Пушкина уезжали из Михайловского, оставляя ссыльного старшего сына на ее попечение. В этой же комнате собирались дворовые девушки Михайловского для занятий рукоделием., а Арина Родионовна руководила процессом. Мебель в комнате старинная, пушкинского времени.
Цветы на окнах добавляют уюта и атмосферности
Из комнаты няни мы проходим в комнату родителей поэта.
Они занимали эту комнату во время своих приездов в деревню. Во время нашего посещения дома было достаточно пасмурно, но можно представить как прекрасно бывает тут, когда закатное солнце заглядывает в окна и заливает интерьеры своим мягким светом.
Сотрудники музея очень достоверно воспроизвели атмосферу тех времен. Запахи дерева и цветов в вазе, занавески на окнах, блики светильников... казалось, что вот-вот послышится шорох дамского платья в соседней комнате или стук спиц нянюшки... а может шепот или тихое пение... перебирание коклюшек девушек, плетущих кружева в соседней комнате?
К комнате родителей примыкает гостиная, которая делит весь дом на две половины. Через нее можно пройти на балкон с четырьмя деревянными колоннами и к заднему крыльцу дома. Поэт, стремясь отвадить периодически докучавших ему соседей, частенько с этого крыльца отправлялся из дома, когда к его парадному крыльцу подъезжали непрошеные гости. Так же поступал и его герой, Евгений Онегин.
В гостиной тоже воссоздана обстановка пушкинского времени. Обстановка этой комнаты очень напоминает ту, о которой Пушкин писал в черновых строках второй главы «Евгения Онегина»:
В гостиной штофные обои,
Портреты дедов на стенах,
И печи в пестрых изразцах.
Из гостиной мы проходим дальше, в столовую.
К столовой примыкает кабинет Пушкина, в котором воспроизведена обстановка, которая была здесь при жизни поэта в период Михайловской ссылки. Благодаря документам, воспоминаниям современников поэта, гостивших у него, удалось воссоздать обстановку кабинета. «Комната Александра, - писал И. И. Пущин, - была возле крыльца, с окном на двор, через которое он увидел меня, услышав колокольчик. В этой небольшой комнате помещалась кровать его с пологом, письменный стол, шкаф с книгами и проч. и проч. Во всем поэтический беспорядок, везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев (он всегда с самого Лицея писал оглодками, которые едва можно было держать в пальцах). Вход к нему прямо из коридора».
Е. И. Осипова (в замужестве Фок) свидетельствовала: «Я сама, еще девочкой, не раз бывала у него в имении и видела комнату, где он писал ... Комнатка Александра Сергеевича была маленькая, жалкая. Стояли в ней всего-навсего простая кровать деревянная с двумя подушками, одна кожаная, и валялся на ней халат, а стол был ломберный, ободранный: на нем он и писал, и не из чернильницы,а из помадной банки».
Ее сестра, М. И. Осипова, рассказывала: «Вся обстановка комнаток Михайловского домика была очень скромна: в правой, в три окна, комнате, где был рабочий кабинет Александра Сергеевича, стояла самая простая, деревянная сломанная кровать. Вместо одной ножки под нее подставлено было полено. Некрашеный стол, два стула и полки с книгами довершали убранство этой комнаты . . .»