Сеятель. Всходы новой жизни...
Эта кирха в пос. Зеленополье (быв. нем. Борхерсдорф) - одно из многих разлагающихся воспоминаний о прошлом Восточной Пруссии, а ныне Калининградской области. Десятки раз я проезжала мимо, привычно вздыхала о том, что в соседней Польше исторические здания, памятники архитектуры реставрируют и возрождают, а у нас отдают на откуп РПЦ, которая, воткнув рядом с католической или лютеранской кирхой православный крест, считает, что Божией милостию строение не разрушится, а птицей Феникс восстанет из пепла и руин. Однако, то ли молитвы воздаются без должного усердия, то ли более насущных дел у Всевышнего в избытке, то ли в небесной канцелярии воззвания передаются из департамента в департамент... но когда-то прекрасные и величественные сооружения приходят в упадок и разрушаются.
На мгновенье я отвлеклась от дороги и бросила взгляд на возвышающийся остов лютеранской кирхи 15-го (18-го) века. От строения остались лишь стены, и частично сохранилась башня колокольни. Мое внимание привлекла мозаика, которая чудом сохранилась на обрушившейся стене. Я неоднократно слышала про нее, но ни разу не видела. Время позволяло, и я свернула с маршрута, чтобы рассмотреть ее поближе.
Сказать, что мозаичное панно произвело на меня впечатление - это ничего не сказать. Я стояла и смотрела, как завороженная, а пробивающиеся сквозь тучи солнечные лучи создавали причудливую игру света на облупленной стене и придавали изображению объем, вскрывая глубину смыслов.
Мозаика была сделана неизвестным автором (по крайней мере я не нашла в открытых источниках упоминания о нем) в память о павших в Первой Мировой Войне. Воины в форме покоятся в земле, а мирный человек сеет в эту землю зерна, которые дают всходы. На мой взгляд, очень сильная аллегория! И даже не важно, кто эти воины по национальности и идеологической принадлежности. Важно другое - что на смену войне приходит мирное время, смерть порождает жизнь, а выжженная земля - молодые всходы.
Много споров ходит вокруг этой мозаики. Одни находят в ней посыл к библейской притче о Христе-сеятеле, другие высматривают в форме солдат атрибутику 3-го рейха и считают ее чуть ли не пропагандой нацизма... А я вижу чудом сохранившееся произведение искусства. Интересно и то, как именно сохранилось изображение - насколько я понимаю, мозаика покрывала поверхность сплошняком, и большая часть ее выкрошилась, но осталось именно то, что несет смысловую нагрузку! При этом под разными углами изображение выглядит по разному - меняется выражение лица "сеятеля", появляется объем и глубина, а на фоне облупившейся стены выразительность сцены просто зашкаливает. Как будто это сделано неведомыми силами специально!
Покидала я кирху в смешанных чувствах. Сколько еще простоит она, овеваемая ветрами и поливаемая дождями? Как мало времени надо для того, чтобы последние кусочки разноцветной смальты упали в землю? Дадут ли они новые всходы? Вряд ли...