Last Vegas - постапокалипсис в кино. И слава богу!
У меня отличные новости. Проект Last Vegas вышел на финишную прямую. В данный момент мы с занимаемся сведением звука. Думаю еще месяц и наконец фильм выйдет в свет! После завершения этого процесса останется только свести звук и покрасить фильм в нужную нам цветовую гамму. По моей оценке, в апреле наш долгострой наконец увидит свет.
А пока продолжаю делиться с читателями сообщества «Мир Кино» моим опытом съемки собственного фильма.
Напомню. На момент старта съемок в мае 2016 у меня были: актеры, оператор, массовка, костюмы, оружие, собран свет и примитивные устройства стабилизации изображения, выбраны порядка десяти локаций, написанный сценарий и примерный план смен по выходным дням, согласованный со всеми участниками этого безумия. Вроде бы, все отлично. Но, как мы знаем, все отлично бывает только в идеальном мире. Итак.
1. Будьте готовы к тому, что, как бы вы ни готовились, ни старались при составлении планов учесть все мелочи, как бы ни продумывали выходы из любых возможных форс-мажоров, все равно на съемке обязательно что-то да пойдет не так. Это нормально. И ваша задача как режиссера – разрешить любую проблему со знаком плюс для фильма.
Яркий пример подобной ситуации – наш финальный съемочный день, когда, несмотря на проведенную предварительно разведку, уже после того, как 28 человек группы построили декорации и загримировались, а оператор дрона поднял птичку в воздух, неожиданно приехали представители хозяина карьера (!) и начали выгонять нас с локации. И ведь такого поворота событий ничего не предвещало: в заброшенном карьере не было ни запрещающих знаков, ни ограды, ни шлагбаума – свободный подъезд. С учетом колоссального труда, вложенного в подготовку съемки (и не забываем, что мы преодолели около 100 км от Москвы), уехать просто так оттуда мы не могли. И знаете… я тогда понял, что могу, черт возьми, быть очень убедительным. Так же, как и два десятка парней из массовки с бутафорским оружием.
2. Всегда по возможности лично проверяйте все локации. Читать форумы диггеров и любителей заброшек, смотреть гугл-карты – все это чудесно. Друзья и сочувствующие тоже могут вам очень помочь найти нужные места, но… Проверять локации вы должны сами обязательно. В идеале – с оператором.
И дело даже не в том, что а Москве и Подмосковье все подвержено очень быстрым изменениям. Ведь только вам известно, какие именно объекты должны быть в кадре и на фоне каких развалин должны разгуливать ваши персонажи.
Вновь случай со съемок. Понадеявшись на слова и фотографии, полученные одного участника проекта, мы выехали снимать в Подмосковье шикарные виды разрушенного бара. А на деле выяснилось, что дома за три месяца успели разобрать, снести и построить на этом месте дачи. Заключительным штрихом стала гроза, налетевшая внезапно и поставившая крест на поиск хоть каких-то вариантов. День был потерян.
3. Несмотря на сказанное в первом пункте, всегда максимально продумывайте будущую съемку. Чем больше вещей вы предусмотрите, тем больше времени сможете посвятить непосредственно съемке на площадке. Попробую облегчить задачу, набросав примерный набор того, что вам может пригодиться.
а) смета
Составьте список расходов на фильм и на конкретную сцену – от покупки аквагрима (к слову, иногда он очень спасает) и расходных материалов до оплаты услуг оператора;
б) календарно-постановочный план и тайминг
Время и место съемки; интерьер или экстерьер помещения; дневной или ночной снимаемый эпизод; декорации; актеры с привязкой к персонажу и описание реквизита, прикрепленного к ним; номера контактных телефонов всех участников группы; расчет времени сбора группы, времени на дорогу (часов – минут), на завтрак, на обед, для репетиции на локации; для съемки каждой конкретной сцены;
в) перечень необходимого оборудования для работы в эту смену;
г) сценарий для актеров, распечатанный в нужном количестве экземпляров, и раскадровки для оператора;
д) аптечка.
4. Делегируйте свои полномочия.
На собственном примере могу утверждать: каким бы человеком-оркестром вы ни были, одному со всем не справиться. Съемки – это коллективная работа.
Хорошо помню первый съемочный день. По плану мы должны были начать снимать в 12 часов дня. Приступили в 15.00. С учетом того, что строить декорации, объяснять гримерам, что я хочу видеть, обсуждать с оператором возможные ракурсы, снимать второй камерой и решать, как сделать, чтобы в бункере, температура в котором была +15, люди не простудились, приходилось мне одному. Слава Богу, что таки начали. Да, кстати. Готовьтесь: на площадке вы – главный. Поэтому по любому вопросу побегут к вам. По любому. Начиная с интереса, где находится комната задумчивости, до необходимости срочно решить некую административную задачу. Поэтому, если не хотите надорваться, найдите себе двух-трех помощников и делегируйте им свои полномочия.
Кроме этого, обязательно заранее назначьте завхоза – человека, у которого будет хранится все оборудование и костюмы (думаю, вы догадываетесь, что у каждого актера должна быть своя подписанная коробка/сумка с реквизитом и костюмом), а также ответственного за трансфер на место съемки, гримера и запасного гримера, осветителя, а если работаете со звуков, то, конечно, и звукорежиссера. Все эти люди значительно упростят вам жизнь.
5. Вдогонку к предыдущему пункту скажу, что не стоит брать на себя 100 процентов работы оператора, если вы режиссер.
Это один из основных выводов, который я вынес со съемок своего фильма. Да, нам кажется, что то, как мы видим эту сцену перед своим внутренним взором, не сможет показать никто. Но тут-то и кроется одна из главных ошибок новичков. Ведь мы снимаем кино, а это означает, что задача режиссера – донести свое виденье не только до членов съемочной группы, но и до зрителя. Не скрою, работать с камерой очень здорово, чрезвычайно интересно и захватывающе, но глядя исключительно в глазок объектива, можно упустить очень важные вещи. И потом, если раскадровки сделаны и отшлифованы вместе с оператором и он человек опытный, уверяю: у него точно все получится, и, скорее всего, лучше, чем у вас.
Результатом моей самонадеянности, например, стало несколько проблем, которые пришлось потом исправлять на постпродакшене. Ну, не увидел я в полумраке, за третьим дублем, что у колонны чистит обувь «труп» из предыдущей сцены.
На сегодня у меня все. Продолжение следует. В следующем посте вы узнаете, почему стоит снимать на хромакей, что может погубить уже отснятый фильм и как создать идеальную команду для съемок.
(c) Все фотографии и картинки принадлежат FidelPictures
Проект в сети
Сайт: http://fidelfilm.ru/
Intagram: https://www.instagram.com/lastvegasfilm/
Facebook: https://www.facebook.com/sixlastvegas/
Youtube: https://www.youtube.com/channel/UCkC8NsDJaEX4L0YblWqjtQQ
Vk: https://vk.com/vegas_film