Такой Древний Египет: Царские гаремы и память Египта
Когда были завершены эти грандиозные строения, предположительно в 1266 г. до н. э., царская чета и их дочь Мерит Амон с большой пышностью отплыли вниз по Нилу на открытие храма. В этом путешествии на знойный юг в 1600 километров их сопровождали Хеканахт, наместник Нубии, и плывущая на кораблях свита из придворных и слуг. Чтобы сохранить для потомства этот знаменитый эпизод, наместник поручил изваять стелу в горе поблизости...
На ее поверхности видны фараон и его дочь, исполняющие подобающие обряды для освящения двух храмов, а Хеканахт изображен склонившимся в почтительном поклоне перед сидящей Нефертари. Но этот великий момент, должно быть, наступил уже ближе к концу жизни главной царицы. Египтологи полагают, что новым высоким положением юная Мерит-Амон, возможно, обязана тому факту, что мать, уже больная или утомленная путешествием, не смогла председательствовать рядом с мужем. Известно, что не обнаружено ни одного более позднего изображения Нефертари, и это заставляет предположить, что она умерла вскоре после трудного путешествия по Нилу.
Ученые пришли к выводу, что в какой-то момент в царствование Рамсеса Мерит-Амон сменила свою мать в качестве главной жены царя. Но ни она, ни Нефертари не смогли достичь в одном важном аспекте такого успеха, как их соперница, царица Иси- Нофрет. Хотя ее изображение достаточно редкó на сохранившихся памятниках и ее мало упоминают в дошедших до нас документах царства, именно ее отпрыск, тринадцатый сын Рамсеса, переживет своего отца-долгожителя и унаследует трон как четвертый фараон династии Меренптах.
То немногое, что известно о жизни цариц Рамсеса, большей частью почерпнуто из изображений на монументах, из дипломатической переписки, которая сохранилась в государственных архивах, и из рельефов и рисунков, обнаруженных в храмах и царских гробницах. Они изображены за выполнением своих официальных обязанностей, принимающими вместе с фараоном участие в государственных церемониях или исполняющими обязанности верховных жриц религиозных культов, несущими ритуальные предметы, посвященные отдельным богиням египетского пантеона.
Данные археологии об обыденной жизни цариц скудны. Раскопки первого английского археолога Флиндерса Петри в 1880-х гг. установили существование царского гарема, куда со временем удалилась хеттская царевна, ставшая царицей Маат-Гор-Неферури. Вопреки представлениям, это заведение было не просто местом ожидания, где жены царя проводили время между супружескими визитами фараона, но и центром сельского хозяйства, ремесла и образования. Всю неделю местные администраторы надзирали за штатом высококвалифицированных ремесленников и слуг. Там находились прядильни, где молодые женщины обучались прясть и ткать тонкое льняное полотно и поставляли богато украшенные одежды семье фараона и его приближенным. Гарем также содержал собственные фермы и стада, чтобы снабжать царское хозяйство зерном, молоком и мясом.
Высокопоставленные придворные аристократки также владели своими собственными поместьями с полным штатом служащих. Один сохранившийся документ перечисляет порции трав, хлеба и молока, распределяемых из поместий царевны Иси Нофрет II среди ее слуг. Еще один документ представляет собой письмо той же самой царевне от двух дворцовых певиц, которые, похоже, были не только ее служанками, но и подругами. Они спрашивали о ее здоровье и благополучии, сообщали о своем и признавали, что «МЫ очень, очень о тебе беспокоимся». В Ми-Вере и других царских резиденциях, в том числе и во дворце фараона в Пер-Рамсесе, учителя, возможно бывшие чиновники и ушедшие со службы в отставку военные, преподавали чтение, письмо, этику, этикет, военное дело и искусство управлять государством. Среди учеников были многочисленные отпрыски самого Рамсеса и высокопоставленных египетских чиновников вместе с детьми иностранных правителей, отправленных ко двору фараона, чтобы получить египетское образование. Есть некоторые свидетельства, что девочки, хотя бы отчасти, получали то же самое образование.
Заполненная трудами, жизнь гарема также представляла собой изобилие удобств и удовольствий. Рамсес любил окружать себя и свою семью красивыми вещами. Интерьеры дворца в Пер-Рамсесе и других местах мерцали переливающимися плитками и бордюрами, разрисованными рыбой и водоплавающими птицами, лотосами, гроздьями винограда и охапками мака. Присутствовал царь во дворце или нет, нехватки в лакомствах для царского стола не было. Одно из современных Рамсесу учебных пособий для писцов основывает упражнение по каллиграфии на типичном образце заказа для дворцового пира в честь приезда фараона: «Сделано 200 подставок для букетов, 500 корзин для еды. Список продуктов для приготовления: 1000 хлебов из хорошей муки, 10000 печений ибшет, 2000 буханок-тжет; пироги, 100 корзин; вяленое мясо, 100 корзин по 300 кусков; молоко, 60 мер; сливки, 90 мер; плоды рожкового дерева, 30 чаш; виноград, 50 мешков; гранаты, 60 мешков; фиги, 30 связок и 20 корзин». В завершение меню рыбаки доставляли отборную часть дневного улова из Нила или Фаюмского озера, а птица, гуси и утки, будет ощипана и зажарена. Лук-порей, травы и мед добавят как особые лакомства.
Во время ритуальных танцев или для развлечения царской семьи и гостей на таких пирах при дворе группы танцовщиц и музыкантш (обычно это были женщины) показывали свое искусство. Исполняющие свою работу танцовщицы и музыкантши изображены в рельефах на гробницах, на гончарных изделиях и стенных рельефах. Танцовщицы показывали свои акробатические навыки и гибкость в танцах, предвосхищающих технику современного египетского танца живота. Музыкантши сопровождали это ритмичным аккомпанементом барабанов, тамбуринов, трещоток, щелканьем пальцев и инструментов вроде кастаньет из слоновой или иной кости. Группы музыкантш и солистки играли на флейтах, арфах, похожих на гобой тростниковых свирелях и лютнях или пели.
По мере того как проходил вечер, ароматизированный жир на головах обедающих стекал по косичкам замысловатых причесок их париков и по складкам их одежды. Однако за пределами благоустроенных дворцов жизнь других женщин была совсем иной. Большинство из них были крестьянки, которые с огромным трудом старались оградить свои тесные мазанки от песчаных бурь и нашествия роев мух. Они также вместе с мужьями трудились на земле, чтобы прокормить семьи на скудном пайке из бобов, лука, сыра и грубого хлеба. На рисунках, украшающих гробницы их богатых землевладельцев, женщины изображены за жатвой пшеницы, срезанием льна, водружающими на головы тяжелые корзины зерна, чтобы перенести их с поля на склад.
Те, у кого были излишки со своих клочков земли и деловая жилка, становились рыночными торговками. Рисунок в одной из фиванских гробниц изображает женщину-продавщицу сидящей за добротно сделанным прилавком, ее товары старательно разложены так, чтобы привлекать покупателей. Женщин также нанимали в общинные хлебопекарни, где они мололи муку в производственном масштабе. Папирус, который перечисляет цифры произведенного в одном из таких предприятий, отмечает, что 3 женщины, члены бригады из 26 работниц, собрали 10,5 мешка зерна и перемололи его в 7,25 мешка муки в один день.
Другие женщины, музыкантши и танцовщицы, которые делали карьеру при дворе или путешествовали по богатым домам, могли похвастаться своими особыми умениями. Женщины преобладали в производстве тканей (уступающему в своей важности только сельскому хозяйству) и духов, производимых из давленых лилий и целого спектра ароматических растительных масел. Многие из них становились начальницами, скорее всего в тех областях, где рабочую силу в основном или исключительно составляли женщины: тексты Нового Царства говорят о женщинах-надсмотрщицах в ткацких мастерских, упоминают хозяйку мастерской по производству париков и хозяйку столовой. И, как в каждом обществе, известном истории, были женщины, которые занимались проституцией.
В деревне Дейр-эль-Медина, где жили ремесленники, которые строили и украшали гробницы в Долине Царей на западном берегу Нила, напротив культового комплекса в Фивах, документы ссылаются на этих женщин, не связанных семейными узами, как на «Прочих». Это местечко также производило рисунки на известняке или глиняных черепках, изображающих женщин легкого поведения в различных томных или вызывающих позах. В той же общине работник с особыми артистическими наклонностями дошел до того, что нарисовал на свитке папируса, тщательно прорисовав подробности, рабочий день в месте, которое могло быть только публичным домом.
Другие более респектабельные услуги тоже были почти целиком в руках женщин. Акушерство было чисто женским делом (о медицине будет отдельный пост). На другом конце жизненного цикла общество хорошо выученных профессиональных плакальщиц занималось погребением мертвых. Сохранившиеся документы показывают, что они не только лучше стенали над ушедшими из жизни, но также наблюдали за приготовлениями к похоронам и подписывали долгосрочные контракты на выполнение похоронных обрядов и поддержание порядка в гробницах. На своих погребальных памятниках многие женщины — современницы Рамсеса изображали себя жрицами религиозных культов, посвященных почитанию различных божеств. Не вполне ясно, были ли те, кто занимался такой деятельностью, профессиональными служительницами культа или просто благочестивыми мирянками. Но в любом случае, безусловно, очень многие женщины участвовали в религиозных обрядах, как это в достаточной мере показывают рельефы на стенах храма: в обрядовых сценах жрицы-музыкантши культа Хатор встряхивают металлическими трещотками и бусами, священными инструментами богини любви, а также покровительницы музыки и танцев.
Иллюстрации к статье взяты из сети интернет
Инфо взято из личных конспектов и той же сети интернет
В тексте присутствует некоторая авторская вольность