Такой Древний Египет: Дети Рамсеса
Плодовитый Рамсес явно получал удовольствие от своих обязанностей по продолжению династии. Он стал отцом более чем 90 детей в течение своего почти 67-летнего срока правления...
Среди их матерей, женщин из царских гаремов, было, по меньшей мере, шесть цариц и несколько десятков младших жен и наложниц. Некоторые, как его хеттская невеста и одна из ее сестер, которая последовала за ней несколько лет спустя, были дочерьми других царей, призванные скрепить договор, а потом и дипломатический союз; в придворной переписке упоминаются по крайней мере одна сирийская царевна и одна вавилонская. Другие жены были представительницами египетского царского дома: среди супруг Рамсеса насчитывались одна его сестра и три дочери.
Этот обычай, отталкивающий с точки зрения современного человека, восходил к временам Древнего Царства за тысячелетие до Рамсеса и пустил глубокие корни в культуре и религии Египта. В эпоху Нового Царства каждый фараон считался сыном не только своего отца-человека, но также и бога Амона, который чудесным образом присутствовал в чреве царицы в момент зачатия. И так как египтяне считали родство по материнской линии, то брак с царевной помог бы закрепить право фараона на престол; к тому же некоторые историки утверждают, что божественность правителя в глазах народа происходила именно от такого священного союза. Так как происхождение жен фараона было различным, то разным было и их положение при дворе.
Некоторые, очевидно, обладали значительной властью и высоким положением, другие же были чуть больше чем наложницы. Но какая бы ни велась закулисная борьба за власть, одна женщина в царском доме могла быть уверена в своем влиянии на фараона — это мать Рамсеса, царица Тейя. Во время правления отца Рамсеса, Сети I, Тейя, очевидно, вела, в отличие от других цариц, относительно уединенную жизнь. Ее имя не появляется в текстах о важных государственных делах, ну или мне об этом не известно. Ее редко упоминают и изображают на памятниках, построенных при жизни ее мужа. Но она выходит на сцену как царская вдова и мать нового царя. От Пер-Рамсеса в Дельте Нила до Абу Симбела почти на тысячу миль к югу ее сын воздвигал статуи и даже построил храм в ее честь.
На мощном фасаде пещерного храма в Абу Симбеле она застыла в каменном величии (в половину роста возвышающейся над ней статуи сына) рядом с невесткой Нефертари и группой своих внуков. В Фивах фараон построил маленький храм, теперь обветшавший, и посвятил его своей матери. Современные ученые полагают, что именно в этом здании располагалась серия рельефов, найденных поблизости, которые увековечили родителей Тейи — Рею и ее мужа Райа, военного, дослужившегося до чина начальника колесниц при предшествующем фараоне. Когда закончилась долгая война с хеттами (об этом я еще напишу), царица, очевидно, приняла активное участие в дипломатических церемониях, которые подтверждали заключение мира. Она вместе с Рамсесом и высшими сановниками двора отправила хеттскому царю персональное официальное послание, содержащее ее приветствия и поздравления. Это, должно быть, был великий момент — быть свидетельницей политического триумфа своего сына и знать, что на Египет впервые за десятилетия снизойдет благословенный мир. Но ее радость была, к несчастью, недолговечна. В следующем году она умерла в возрасте около 60 лет (точный не известен).
Почти 3200 лет спустя, в 1972 году, группа французских и египетских археологов обнаружила место ее последнего успокоения в Долине Цapeй, к западу от Фив. В совершенно разграбленной гробнице они спустились по лестнице и прошли ряд залов, вырубленных в скале, пока не дошли до камеры с колоннами, где когда-то находилось ее тело. Комната, вероятно, была украшена и меблирована с роскошью, подобающей положению Тейи как жены и матери фараонов.
Главным в гробнице был большой саркофаг из розового гранита, в котором находилась мумия царицы. В соответствии с техникой бальзамирования в Египте ее главные органы были извлечены из тела и заключены в канопы. На крышке одного из этих сосудов археологи обнаружили идеализированное изображение самой Тейи: алебастровую голову около 15 сантиметров в высоту. Лицо улыбается из-под завитого парика и шапочки в форме грифа — свидетельства принадлежности к царскому дому. Один из предметов, забытый грабителями гробниц, — сосуд с вином, оставленный в гробнице во время похорон ее любящим сыном.
Вскоре после того, как он потерял мать, Рамсесу пришлось оплакивать еще одну женщину, занимавшую важное место в его жизни. В какой-то момент на 24-м году его правления или вскоре после этого первая из его цариц, Нефертари, тоже умерла. Как памятники, увековечившие ее, так и документы, упоминавшие ее, свидетельствуют: она была первой и, похоже, самой любимой из жен Рамсеса.
Надписи увековечили дарованные ей титулы. Некоторые из них, как Главная Жена Цapя и Повелительница обеих земель, Верхнего и Нижнего Египта, указывают на ее официальную роль в монархии. Другие подтверждают ее статус полубогини: Нефертари, как главная супруга царя и мать первородного сына Рамсеса, получает титул Жены Бога и Матери Бога. Но перечень включает и другие эпитеты, более интимные и трогательные, в которых слышится голос самого царя, провозглашающего ее своей «Прелестной владычицей, достойной похвал, прекрасной лицом, любовь которой сладка».
О происхождении Нефертари ученые спорят. Она, конечно, была египтянка, вероятно аристократического, хотя и не обязательно царского рода. Имена ее родителей неизвестны, хотя она, возможно, родом из Фив, как предполагает один из эпитетов: «Возлюбленная богиней Мут» , фиванского божества. Полагают, что ее брак с Рамсесом был заключен, когда он был еще наследником. Может быть, она была одной из тех тщательно отобранных женщин, которых его отец, Сети 1, подарил ему при официальном провозглашении его соправителем. На одной из надписей храма в Абидосе, посвященной его отцу, Рамсес выражает сыновнюю благодарность: «Он даровал мне царский гарем, равный «Красавицам дворца». Он избрал для меня жен».
Нефертари с самого начала стала среди них первой. Рельефы на стенах святилища в Гебель эс-Сильсила, явно относящиеся к первому году правления Рамсеса, изображают его и Нефертари участвующими вместе в религиозных обрядах. Стены одного из нубийских храмов, построенного в начале его царствования, украшены изображениями их старшего сына, Амунхервенемефа, в возрасте, который предполагает, что он родился до того, как отец взошел на трон. Амунхервенемеф был всего лишь первым среди многих отпрысков. Нефертари родила как минимум 6 детей, из которых ни один, в том числе и наследник, не пережил своего досточтимого отца.
В течение более чем 20-летнего пребывания главной царицей Нефертари играла заметную роль в политической и религиозной жизни царства. Когда судьбоносный договор между египетским и хеттским престолами был подписан (о нем еще будет пост), Нефертари обменялась официальными приветствиями с хеттской царицей Пудо-Хебой. Обращение хеттской государыни, пришедшее первым, не найдено, но ответ Нефертари дошел до нас: «У меня, твоей сестры, все хорошо, в моей стране все хорошо. У тебя, сестра моя, должно быть все хорошо. В твоей стране все должно быть хорошо. Заметь, сестра моя, я оценила, что ты написала мне, справляясь о моем благополучии. Да даруют тебе радость бог солнца и бог грозы, да продлит мир бог солнца и сделает великого царя Египта и великого хеттского царя истинными братьями навеки. А я отныне и во веки веков друг и сестра велико и царицы хеттскою».
Если известные нам памятники изображают верную картину, становится ясным, что ни одна другая царица не играла столь видной роли в жизни царства в правление Рамсеса. Известно, что Нефертари сопровождала Рамсеса в нескольких царских процессиях вниз по Нилу из Пер-Рамсеса в Фивы почти на 800 километров к югу, чтобы председательствовать вместе с мужем на религиозных празднествах и посвящениях в жрецы. В храмах Карнака, Луксора и Абу Симбела скульпторы изваяли ее изображение рядом с изображением ее царственного супруга. В Абу Симбеле в Нубии она была возвеличена превыше всех других цариц. Там Рамсес заказал постройку двух внушительных, вырубленных в скале храмов, один посвященный ему самому и главным богам египетского царства, а второй — Хатор — покровительнице материнства и богине любви и своей царице Нефертари. На фасаде этого второго святилища стоит ряд колоссальных статуй: четыре изображения Рамсеса и два — Нефертари.
Иллюстрации к статье взяты из сети интернет
Инфо взято из личных конспектов и той же сети интернет