Такой Древний Египет: Статус женщин и роды
Многие женщины обращались к врачам по поводу бесплодия, и медицинская литература дает инструкции по определению вероятности зачатия. «Чтобы удостовериться, может ли женщина иметь ребенка, траву «бедедука» размолоть в порошок и намочить в молоке женщины, имеющей сына. Пусть больная съест его, если она вырвет, то понесет дитя, если у нее будет скопление газов, она не понесет»...
Если бы Исида (прим.) действительно забеременела, она скорее обратилась бы для помощи при родах к повитухе, а не к врачу. Когда роды были без осложнений, повитуха приходила в дом матери с деревянным родильным креслом особой конструкции, снабженным полукруглым сиденьем и двумя вертикальными брусьями, за которые женщина могла ухватиться для поддержки, когда она тужилась, выталкивая ребенка. В случае затяжных родов повитуха могла прибегнуть к стимуляторам, либо вводимым в полость матки, либо приготовленным как стимулирующий сердечную деятельность напиток.
В соответствии с одним медицинским папирусом ингредиенты, которые можно было использовать в таких ситуациях, включали соль, мед, масло, вино, ладан, разные травы и овощи, иногда смешанные с измельченными черепаховыми панцирями или жуками-скарабеями. Даже с такой профессиональной помощью роды представляли опасность, как для матери, так и для ребенка. Современные исследователи подсчитали, что в Древнем Египте примерно 25 женщин из 1000 умирали при родах или вскоре после них, примерно столько же, сколько в сельской местности Англии в XVI — XVIII вв. н . э.
Перед лицом такой опасности Исида и ее современницы были склонны для увеличения своих шансов на выживание молиться одному из божеств, помогающему при родах. Например, богине Хатор, почитаемой в качестве особой покровительницы и защитницы женщин; богине Таурт в образе гиппопотама или Бесу, божеству домашнего очага, чье уродство считалось хорошим устрашением для злых духов. Помогали и разные формы магии: один папирус предлагает облегчение сильных болей при схватках: находящиеся рядом с женщиной должны были произнести определенные заклинания над глиняной статуэткой, а потом положить ее на лоб роженицы. Археологические свидетельства не могут сказать, была ли Исида счастлива в браке, но если нет, развод для египетских женщин того времени был возможен. Они имели такое же право, как их мужья, положить конец неудачному браку. Раздел совместного имущества и приданого, которое женщина приносила с собой, зависел от того, кто из супругов был инициатором развода.
В других отношениях женщины были также полностью равноправны с мужчинами перед лицом закона. Многочисленные сохранившиеся юридические документы свидетельствуют, что они имели право владеть собственностью (землю, действительно, передавали и по женской линии), распоряжаться ею: сдавать в аренду, продавать, совершать другие операции, не нуждаясь в мужчинах — посредниках и опекунах, которые действовали бы от их имени. Один папирус даже регистрирует случай продажи земли группой женщин-землевладелиц, выступающих совместно. Подобным же образом тяжба между Иринофрет и ее соседкой из-за рабыни свидетельствует, что собственность и тяжба были делом двух женщин, их мужья были только свидетелями и не несли никакой личной ответственности. Женщины могли сами усыновлять детей, подписывать юридические документы и быть душеприказчицами. В Древнем Египте правосудие зависело больше от социального положения и состоятельности семьи, нежели от пола сторон.
Однако даже для женщин из самых богатых и могущественных семей абстрактное равноправие не гарантировало равного положения. Египетская литература говорит о значительной двойственности по отношению к женщинам, а иногда и о явном женоненавистничестве. В мифологии великие богини воплощают опасность наряду с добродетелями: Хатор защищает, но также и устрашает своим ужасным гневом, а Исида — одновременно и кормящая мать-богиня, и могущественная недобрая чародейка.
В повестях более светского характера женские персонажи обычно являются предательницами, которые соблазняют, предают и убивают, чтобы удовлетворить свою нечистую похоть. В популярном литературном жанре под названием «Поучения» их авторы передавали неписаный кодекс поведения и морали от одного поколения к другому, используя условную форму отцовских наставлений сыну. В этих текстах (некоторые из них восходят к эпохе Древнего Царства, около 1000 лет до правления Рамсеса) к женщинам относятся с опаской, особенно когда они не находятся под властью мужчины. «Не ходи за женщиной», — предписывает один автор. — «Не позволяй ей похитить твое сердце. Берегись незнакомой женщины. Не гляди на нее, когда она идет мимо, не познавай ее телесно». Такое создание, как провозгласил писатель, — это «глубокая река, чье течение неизвестно. Такова женщина без мужа. Когда нет свидетелей, она готова поймать тебя в ловушку».
Надежно запертый в браке и материнстве, женский пол становится более достойным уважения. «Не командуй своей женой в своем доме», — предписывает один писатель, — «когда ты знаешь, что она разумна». Но каковы бы ни были удовольствия в блаженстве брака, человеку не следует забывать свою мать. «Содержи ее, как она содержала тебя. Ты был для нее тяжелым бременем. Но она не покинула тебя». Общественное положение женщины определялось положением ее мужа. В частности, в одном тексте эпохи Нового Царства формулируется принцип, который все еще соблюдается и сейчас, более 3000 лет спустя. «Женщину спрашивают о ее муже, мужчину спрашивают о его должности».
В семейных усыпальницах и надгробных памятниках соблюдается то же правило. Мужчина — глава семьи, всегда считается владельцем гробницы, его имя увековечивают надписи истории его жизни, перечень должностей, которые он занимал, и высшие достижения его карьеры. Информация о женах и дочерях короче. Кроме сообщения об их родстве с владельцем гробницы, им даны, в лучшем случае, только очень краткие характеристики, такие как «Хозяйка дома» или «Певчая» при храме какого-нибудь божества. Когда изображают супружеские пары, сидящие или поклоняющиеся богам, мужчина почти всегда находится на правой, по канонам древнеегипетского искусства, главной стороне изображения. Отмечая эти различия, некоторые современные египтологи предостерегают от предположения, что Древний Египет был чем-то вроде феминистского рая. Они указывают, что вся информация и все изображения, которые дошли до нас (от документов до произведений искусства на стенах и гробницах храмов), вероятнее всего, были творениями мужчин — творцов и толкователей: скульпторов, работающих над царским монументом, и писцов-чиновников при дворе или храме.
Только в редких случаях, в сохранившихся словах и рисунках времени Рамсеса, слышен голос самих женщин. Есть одно письмо на папирусе от некой женщины по имени Хеннутави своему мужу-писцу. В его отсутствие она взяла на себя его обязанности по распределению зерна среди жителей города и обнаружила расхождение в единицах измерения, используемых рабочими. «Я пошла туда сама и заставила принять зерно, пока я там. Оно составило 146,75 хар (хар, то есть «мешок» в Старом и Среднем царствах Древнего Египта мера объёма сыпучих веществ, 1 хар около 48 литров. В Новом царстве, примерно 77 литров), измеренных на ойпе». Люди доказывали свою невиновность, уверяя ее, что все зерно составляло 150 харов, когда его взвесили на мерах ойпе в амбаре. «Я проверила меру ойпе и сказала им: «Я удовлетворена проверкой. Я найду зерно, где бы оно ни было» так я сказала им». И весь тон ее письма показывает, что она действительно намерена это сделать. В личной части этого в высшей степени делового письма Хеннутави пишет: «Теперь не беспокойся об отце. Я слышала, что он чувствует себя очень хорошо». И все еще успокаивая его, она добавляет: «Управляющий храма Амона написал мне: «Не беспокойтесь о нем. У него все хорошо, он здоров. Ничего с ним не случилось».
К несчастью, письма женщин, подобные письмам Хенуттави, редки. Но все же, несмотря на свое явное молчание, египтянки могли влиять на ход истории. Один из самых известных преемников и тезок Рамсеса убедился в этом на собственном примере, когда в гареме созрел тайный заговор среди недовольных своим положением младших жен. Он посеял семена разрушения и приблизил конец династии.
Иллюстрации к статье взяты из сети интернет
Инфо взято из личных конспектов и той же сети интернет
В тексте присутствует некоторая авторская вольность