Про пьесу Гоголя "Ревизор".
Прошло 200 лет, а ничего не
изменилось в русской жизни. Много крылатых выражений подарила нам эта пьеса..
Самая русская комедия. В ней зашифрован национальный код. Гоголевский театр -
это не бытовой театр. Это некая метафизика. Пушкин и Николай Первый смеялись до
слез во время премьеры. Но имел ли их смех одинаковую природу?
Хлестаков -
гениально придуманная фамилия. Это некий
символ, которая всех отхлестала. Розанов: Гоголь - олицетворения зла. Россия поверила в то, что
она такая, какой ее описал Гоголь. По мнению Розанова, это совершенно
нереалистическое произведение. Система персонажей, они индивидуальны и
безиндивидуальны одновременно. Все
персонажи представляют некие силы. Это почувствовал Станиславский, который
именно так и трактовал пьесу. Хлестаковщина
некая иррациональная сила, которая больше силы логики. Гоголь своеобразная
предтеча новой драмы, только в позапрошлом веке. Богатая история постановок.
Интересна концепция Мейерхольда. Это попытка понять смысл пьесы в контексте всего творчества Гоголя. У
главного персонажа нет мотива, нет побуждающей причины, чтобы действовать.
Многие сцены построены на обрыве логики. Мотив смысла срывается в
бессмысленность. Пьеса очень эротичная. Гоголь видел в эротике сатанизм. Для
него это один из признаков вырождения. Булгарин писал, что пьеса очень цинична.
Хлестаков сидит в каждом из нас. Быть, а не казаться. Деление жизни на две
части, низменная реальность и высокая мечта. Говорят не то, что думают. И
делают то, что не должны делать. Как и в нашей реальности.