Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
perceforest
7 лет назад

Техноненависть Евгения Морозова

В современном обществе принято считать, что интернет - безусловное благо, инструмент, с помощью которого человечество способно решить большую часть своих проблем. Технология блокчейна - весьма показательный пример. Сегодня энтузиасты называют его "новым интернетом" и прогнозируют проникновение буквально во все сферы нашей жизни. Подразумевается, что блокчейн спасёт от коррупции и избавит нас от множества страданий. В этом общем хоре одобрения, за которым стоят судорожные попытки занять лучшие места в набирающем стремительную скорость поезде новых технологий, почти не слышны голоса скептиков (смотри например @park.bom - Цепи блокчейна: есть и темная сторона силы (на примере России). Разве только государственных фанатиков, призывающих закрыть, запретить и зарегулировать. Но фанатизм - штука опасная, даже в том случае, если его предметом становится не религиозная вера и патриотизм, а прогресс. 

Пожалуй, одним из самых убедительных техноскептиков сегодня остаётся Евгений Морозов - белорусский журналист, давно перебравшийся в США и сделавший там карьеру публичного интеллектуала - весьма влиятельного. Одна из главных тем Морозова - обратная сторона интернета. Он подвергает резкой, остроумной и зачастую неожиданной критике веру в современные интернет-технологии, как лекарство на все случаи жизни. 

"iPod либерализм", как называет этот феномен Морозов, предполагает, что распространение интернета автоматически ведет нас к прогрессу в общественной сфере - расширению свобод, укреплению демократии, сокращению неравенства и т.д. Морозов убедительно демонстрирует слабость подобных представлений. Он замечает проблему там, где все вокруг видят спасение. Далее цитата из точной и информативной рецензии Кирилла Мартынова: 

Морозов рассуждает о влиянии интернета на общество и делает это в стилистике континентальной философии, применяя и адаптируя методы культур-критики 60-х годов прошлого века к нынешним реалиям. В своей первой книге “The Net Delusion” он критикует отчаянных оптимистов, для которых интернет становится ключом к решению всех проблем человечества, и в особенности задач, связанных с политическим освобождением. Технократы из Силиконовой долины склонны считать, что как только быстрый, дешевый интернет будет доступен всей планете, то диктатуры падут, ненависть и ксенофобия или экологические проблемы начнут отступление, социальное неравенство перестанет принимать сегодняшние ужасающие масштабы, и так далее. Заодно можно будет немного заработать на продаже информации новых пользователей социальных сетей. 
Морозов высмеивает такие идеи как магический по своей сути “iPod-либерализм”. Он приводит примеры того, как современные средства коммуникации используются для подавления инакомыслящих и работают на авторитарные режимы по всему миру. Здесь как раз возникает методологическая идея, согласно которой говорить о “The Internet” как о некой реальности бессмысленно (“Интернет изменит…”, “Интернет положит начало…” и т.п.). Существует лишь совокупность технологических и административных решений, внутри которых структурирован контент, и здесь нет ничего, что было бы “спасительным” или “прогрессивным”. 

Важно, что при этом Морозова вряд ли можно отнести к луддитам. Он не призывает уйти в пещеры и перестать развивать новые технологии. Он призывает учиться трезво на них смотреть, не поддаваться слепому очарованию и не забывать, что технологии - не цель, но средство. И то, как будет использоваться это средство, связано с целым комплексом сложнейших культурных, социальных, политических и экономических проблем и противоречий. 

Статьи Евгения Морозова публиковались в таких изданиях как The Wall Street Journal, The Economist, International Herald Tribune, San Francisco Chronicle, Newsweek, Foreign Policy, Financial Times, The New York Times. Он издал две книги, которые стали на Западе интеллектуальными бестселлерами. На русский язык пока переведена только первая - "Интернет как иллюзия. Обратная сторона сети". Кроме того, под названием  "Техноненависть: как интернет отучил нас думать" вышел сборник статей, ранее опубликованных в американской прессе.  

Статей Морозова о блокчейне я пока не встречал, но возможно как раз сейчас он осмысляет и эту технологию :) Было бы интересно. По крайне мере, те опасения, которые Морозов высказывал в самом начале 2010-х, на наших глазах становятся реальностью. Кремлёвские боты, разоблачения Сноудена, "русские хакеры", якобы атакующие выборы, вирус Wanna Cry и т.п.  Во всем мире государства учатся если не прямо, то косвенно контролировать интернет. Проникновение интернета в бизнес и социально-политическую сферу также имеет неоднозначные последствия. Например, уже не первый год в тяжелейшем кризисе находится сфера традиционных медиа. Конечно, происходит миграция СМИ в цифровой мир - но весьма болезненная, сопряженная с кризисом журналистики как профессии, сокращением штата изданий, падением не только зарплат журналистов, но зачастую и качества контента. Сеть меняет не только методы донесения информации, но запускает противоречивые процессы трансформации ценностей и стандартов журналистики. 

Тезис Морозова о том, что it-технологии - это не ответ и не решение проблем, но всего лишь инструмент, использовать который можно как угодно, сегодня звучит уже почти как банальность. Да и градус энтузиазма по отношению к интернету за последние годы заметно снизился. Однако дело не только в самом тезисе, но в аргументации, которую Морозов всегда выстраивает интересно и неожиданно. 

В русскоязычной среде имя Евгения Морозова стало более-менее широко известно около трёх лет назад, то есть тема уже не новая, но подозреваю, что многие могли пройти мимо. Ниже ссылки на сопутствующие материалы: 

Выступление Морозова на TED: https://www.ted.com/talks/evgeny_morozov_is_the_internet_what_orwell_feared?language=ru#t-27646

Отрывок из книги "Интернет как иллюзия"

Ещё отрывок

Статья  «Бегущие по лезвию технологии» 

Книга "Интернет как иллюзия. Обратная сторона сети"

Книга "Техноненависть: как интернет отучил нас думать" - можно скачать pdf

Статья  "Facebook как социальное государство"

10 высказываний Евгения Морозова о том, почему технологии не могут решить все проблемы

Ссылки на некоторые статьи

Аккаунт в твиттере, где регулярно появляются ссылки на новые статьи

Некоторые рецензии на книги Морозова:

http://thevyshka.ru/2014/05/06/little-fashion-book-about-internet/

http://www.cr-journal.ru/rus/journals/269.html&j_id=19

http://polyarinov.livejournal.com/52314.html

https://www.inopressa.ru/article/04jul2012/fraktuell/internet.html 

Ещё по теме: 

Книга Эндрю Кина  "Ничего личного. Как социальные сети, поисковые системы и спецслужбы используют наши персональные данные для собственной выгоды"

Интервью с Эндрю Кином

И напоследок прекрасная цитата из статьи Морозова "Реквием по киберфланерству": 

"Именно эта идея о том, что личные переживания тусклее коллективных, стоит за новой страстью Facebook под названием «делись без затруднений». Эта концепция предлагает нам думать только о том, чем мы не хотим делиться со своими друзьями — остальным вы делитесь автоматически. Более того, Facebook и партнеров своих подталкивает разрабатывать такие приложения, которые бы автоматически публиковали каждый наш шаг, будь то прочитанная статья, прослушанная мелодия или просмотренный видеоролик. Вместе с тем умалчивается, что концепция «делись без затруднений» помогает Facebook еще легче отдавать нас в руки рекламодателей, а тем еще легче продавать свои товары и услуги. 
Можно было бы с этим смириться, если бы идея Цукерберга обогащала наш опыт онлайн-существования. В конце концов даже фланеры XIX века сталкивались с рекламными плакатами и стендами, встречавшимися на их пути по всему городу. Но, к сожалению, концепция «делись без затруднений» имеет тот же изъян, что и «любительские» стихи без правки — результат часто невыносим. Одно дело найти интересную статью и поделиться ею с друзьями. Но совсем другое — засыпать их всем, что проносится через ваш браузер в надежде, что они смогут выловить из этого потока что-нибудь интересное. 
Хуже того: когда концепция заработает в полную силу, мы, вероятно, будем узнавать обо всем прямо из Facebook, не покидая его пределов. Несколько новостных изданий, в том числе Guardian и Washington Post, уже обзавелись приложениями для Facebook, позволяющими пользователям читать статьи, не заходя на сайты самих газет. 
Популярный техноблоггер Роберт Скоубл, защищая идею «делись без затруднений», пояснил в одной недавней публикации: «В новом мире будет достаточно открыть Facebook, и все, что тебе нужно, уже будет в новостной ленте». 
Это убийственная для киберфланерства позиция. Весь смысл исканий фланера заключается именно в незнании того, что его может заинтересовать. Как сказал немецкий писатель Франц Гессель, время от времени выступавший в соавторстве с Вальтером Беньямином: «Для того, чтобы обратиться во фланерство, следует удерживать ум от излишних определенностей». В сравнении с крайне предопределяющей вселенной Facebook, даже унылый слоган Microsoft из 1990-х «Куда вы хотите пойти сегодня?» звучит воодушевляюще революционно. Кто задаст этот глупый вопрос в эпоху Facebook? 
По Беньямину, печальная фигура человека, одетого в промоутерский костюм сэндвича — последнее воплощение фланера. В некотором смысле мы все — люди в костюме сэндвича, гуляющие по кибер-улицам Facebook и обвешанные невидимой рекламой. Единственное отличие заключается в том, что потреблять рекламируемый продукт в виде песен, книг и фильмов нам все-таки позволено". 

Книгу с этой статьей можно скачать на сайте издательства Сommon place: http://common.place/tehnonenavist/ 

Фото отсюда

0
6.340 GOLOS
На Golos с June 2017
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые