Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
pernatiypassajir
7 лет назад

От Йёнчёпинга до Кракова: история развития Major-ивентов CS:GO

 CS:GO-мейджор — самый престижный и востребованный турнир по данной киберспортивной дисциплине. Каждый игрок, начиная от аматоров и заканчивая профессионалами, мечтает сыграть на «мажоре». Слава, деньги и просто ощущение того, что ты играешь на турнире с самыми лучшими игроками в мире — то, ради чего CS:GO-киберспортсмены годами оттачивают мастерство, бросают учебные заведения и переезжают в другие страны.Однако, так было не всегда. CS:GO проделала длинный и тернистый путь, чтобы состояться как одна из самых популярных киберспортивных дисциплин в мире. В преддверии одиннадцатого Major-ивента — PGL Major Krakow, StarLadder решили организовать вам небольшой экскурс в историю, напомнив как и благодаря чему Valve смогла поставить на ноги свое детище. «Даже путь в тысячу ли начинается с первого шага» (с) Лао-цзыРелиз Counter-Strike: Global Offensive состоялся 21 августа 2012 года. Известный большой доли геймеров онлайн-шутер вышел на платформе Steam, а его стоимость составила $10. Помимо этого, CS:GO также заглянула на консоли прошлого поколения — Xbox 360 и PlayStation 3. Собственно из-за того, что новая игра из серии Counter-Strike изначально задумывалась как мультиплатформенная, CS:GO так сильно отличалась от CS 1.6 и CS: Source, которые на тот момент доживали свои последние дни. Благо, что Valve позже одумалась и сделала упор на разработку и развитие ПК-версии игры. 

 Неудивительно, что полу-консольную игру сообщество хардкорных ПК-геймеров восприняло без особого энтузиазма. Старые игроки из эпохи 1.6 не могли привыкнуть к новой необычной механике, в результате чего многие киберспортсмены завершили свою карьеру и так и не вернулись к этой игре, а новых, избалованных казуальными шутерами вроде Call of Duty,  просто было нечем удивить. В результате этого, аудитория игры была достаточно низкой, а про-сцена почти не развивалась. Поворотным событием стал анонс DreamHack Winter 2013, который состоялся спустя больше года после релиза игры. Этот ивент был проспонсирован лично Valve и получил статус «мейджора». Первого Major-ивента в истории CS:GO.Чтобы собрать рекордный на тот момент призовой фонд для соревновательного CS:GO в размере $250.000, Valve решилась на небольшую хитрость. Разработчики игры выпустили обновление под названием The Arms Deal Update, который добавил в CS:GO косметические предметы, а если быть точнее — скины на оружие, которые можно получить из сундуков. Таким образом, в тот момент CS пошла по стопам Dota 2 и, несмотря на первоначальное неодобрение со стороны олдфагов, подняла так нужный ей в то время хайп вокруг себя 

 Построив фундамент, позже Valve специально выпустила Esports 2013 Case под DreamHack Winter 2013, часть с продажи которого и уходила в призовой фонд турнира. Аудитория CS:GO быстро привыкла к сундукам и стала серьёзно тратиться на них, желая на этом заработать, а Valve быстро собрала нужную ей сумму для первого мейджора. Такая схема краудфандинга продолжала работать и в 2014 году, но об этом мы поговорим позже. После первых киберспортивных сундуков Valve пошла ещё дальше и добавила в игру сувенирные наборы с предметами CS:GO, которые можно было получить при просмотре матчей DreamHack Winter 2013. Благодаря этому турнир гарантировал себе ощутимый буст в плане количества зрителей. По сегодняшний день Valve активно пользуется этой хитростью, что не раз позволяло ей собрать у экрана мониторов более одного миллиона зрителей на трансляции. 

 Как итог, профессионалы ожидаемо стали интересоваться дисциплиной, увидев столь быстрый прогресс и перспективы, так же как и обычные игроки, которые заложили основу возрождения CS-сообщества. Именно так началась условная первая эра мейджор-турниров.

Первая эра

Стартовый этап развития мейджоров начался с DreamHack Winter 2013 и закончился тем же турниром, только в 2014 году. Major-ивенты проходили на небольших площадках, игровое сообщество еще начинало формироваться, а трансляции CSGO только набирали обороты. Valve продолжила работать с краудфандинговой системой, выпустив после этого ещё два кейса — Esports 2013 Winter Case и Esports 2014 Summer Case, но призовой фонд оставался на прежней отметке в $250.000.
ТурнирПризовой фондПобедителиDreamHack Winter 2013$250.000fnatic (Devilwalk, JW, flusha, pronax, znajder)EMS One Katowice 2014$250.000Virtus.pro (NEO, TaZ, pashaBiceps, Snax, byali)ESL One Cologne 2014$250.000NiP (Fifflaren, GeT_RiGhT, f0rest, Xizt, friberg)DreamHack Winter 2014$250.000Team LDLC (shox, kioShiMa, SmithZz, NBK, Happy)
На самой старте этой эры лучшей командой в мире была Ninjas in Pyjamas. В то время, как небольшая часть сообщества всё ещё верила в CS 1.6, шведский коллектив был одним из первых, кто начал серьёзно тренироваться в CS:GO и готовился выступать на тогда ещё формировавшейся про-сцене. Из-за этого NiP столкнулась с минимальной конкуренцией на первых порах, так как пришедшие в новую игру составы ничего не могли противопоставить шведам из-за своей неопытности. В итоге, всё это вылилось в серию восьмидесяти семи LAN-побед подряд для Ninjas in Pyjamas. Прервать этот стрик смогла Virtus.pro (kUcher, Dosia, AdreN, Fox, ANGE1) на SLTV StarSeries V Finals, но даже после этого у команд ушло много времени, чтобы сбросить NiP с пьедестала CS:GO-первенства. 

 87-0 для NiP: как это было?

Вместе с развитием CS:GO стала угасать мощь Ninjas in Pyjamas. Новые команды уже знали, чего ожидать от NiP, и обыграть легендарных шведов уже не было непосильной задачей. Именно это привело к тому, что несмотря на свою раннюю доминацию, NiP лишь с третьей попытки выиграла мажор — ESL One Cologne 2014. Чемпионский кубок DH Winter 2013 подняла над своей головой команда fnatic, а на EMS One Katowice 2014 сильнейшими стали поляки из Virtus.pro.В этот же период времени Valve сделала ещё один немаловажный шаг в сторону повышения популярности своего детища. Специально для EMS One Katowice 2014 (а затем и для всех последующих мейджоров), разработчики игры выпустили наклейки с логотипами шестнадцати участвующих в турнире команд. И все остались довольны: обычные пользователи были рады украсить стикером своё оружие, игроки получили хорошую денежную поддержку (50% от продажи наклеек уходило команде), а Valve создала на пустом месте лишний способ заработать. 

 На сегодняшний день стикеры с EMS One Katowice 2014 являются одними из самых дорогостоящих предметов в CS:GO. К примеру, голографическая наклейка Reason Gaming стоит около $1.800 на торговой площадке Steam. И это при том, что во времена мейджора в Катовице подобные предметы можно было получить из капсулы, которая стоила всего $1 ($0.25 на распродаже). Кто-то несомненно разбогател на этих стикерах, но мы не будем вдаваться в подробности, так как это уже совсем другая история. Вернёмся же к обсуждению первой эры мейджоров. Последнее слово было сказано DreamHack Winter 2014, где всё и начиналось всего год назад. Однако, здесь не обошлось без скандалов. Игроки команд Titan и Epsilon Esports — KQLY и Sf — получили VAC-бан на свой Steam-аккаунт прямо перед DHW, так как были уличены в использовании читов. Вследствие этого, организаторы дисквалифицировали данные коллективы из четвёртого Major-турнира в истории CS:GO.Столь сенсационное открытие не осталось без внимания со стороны комьюнити. Обычные зрители стали сомневаться в честности топ-игроков и строили теории по поводу того, что читерство на LAN-турнирах вполне реально (а это позже подтвердил emilio). Больше всего ненависти в свою сторону получили JW, flusha и shox, однако не было никаких фактов, подтверждающих их причастность к использовании софта. Подобная «охота на ведьм» продолжается и по сей день на форумах HLTV и саб-реддитах /r/GlobalOffensive или /r/VACsucks, но пока ни разу не было точного подтверждения того, что подобные вещи всё-таки происходят. 

 Второй скандал DH Winter 2014 случился скорее по вине работников Valve. Они хорошо знали о существовании проблемы, о которой мы сейчас поговорим, но не предприняли каких-либо превентивных мер перед DHW. К обвинениям в сторону fnatic о читерстве прибавилось ещё то, каким образом они сыграли в четвертьфинале против Team LDLC. Шведы совершили невероятный камбэк со счёта 3-13 до 16-13, использовав запрещённый буст на Overpass. Количество ненависти, которое получила fnatic в свою сторону, было неизмеримым. Из-за этого шведская команда позже лишилась своего слота в полуфинале, отказавшись от переигровки решающей карты в пользу французов. 

 Демонстрация той самой подсадки от fnatic 

 И, как оказалось, не зря. Team LDLC выиграла DH Winter, обыграв в гранд-финале NiP и заработав первый титул мейджор-чемпионов для французской сцены. 

 Team LDLC с чемпионским кубком DH Winter 2014
фото: GosuGamersИз-за роста дисциплины, увеличилось количество турниров от сторонних организаторов. Так CS:GO получила большую поддержку в развитии своей про-сцены благодаря таким организациям, как FACEIT, StarLadder, ESEA, ESL, DreamHack и нескольким другим. Особенно их влияние повысилось во второй эре мейджор-турниров, которая прошла во времена 2015 года, ибо тогда призовые ивентов без поддержки Valve были даже выше, чем у самих мейджоров.

Вторая эра

Пойдя по проверенному пути, Valve продолжила сотрудничество с ESL и DreamHack в 2015, проведя вместе с ними три мейджора — ESL One Katowice, ESL One Cologne и DreamHack Cluj-Napoca. Стоит отметить, что после DHW не было выпущено ни одного Esports Case. Судя по всему, в тот момент Valve решила лично выделять деньги на Major-ивенты.
ТурнирПризовой фондПобедителиESL One Katowice 2015$250.000fnatic (olofmeister, KRIMZ, flusha, JW, pronax)ESL One Cologne 2015$250.000fnatic (olofmeister, KRIMZ, flusha, JW, pronax)DreamHack Cluj-Napoca 2015$250.000Team EnVyUs (kennyS, kioShiMa, apEX, NBK, Happy)
Зная о том, что достаточно большое количество игроков заинтересовано в CS:GO, организаторы мейджоров стали проводить их на больших площадках. Такой, к примеру, стала Lanxess Arena, способная вместить до 20.000 человек. Неудивительно, что турниры из серии ESL Cologne стали одними из самых посещаемых и культовых в истории CS:GO. Люди со всего мира съезжались в Кёльн, чтобы лично увидеть, как проходит Major-ивент. Большое количество зрителей создавало непередаваемую атмосферу и действительно вызывало эмоции, которые заставляли людей не отрываться от происходящих на мейджоре событий. 

 Lanxess Arena изнутри

И как раз таки в этом году произошёл очередной буст по количеству зрителей для CS:GO-мейджоров. Valve выпустила сувенирные наборы для новых карт Overpass и Cobblestone, где были помещены одни из самых дорогостоящих скинов в игре. Желая получить AWP | Dragon Lore или M4A1-S | Masterpiece, зрители смотрели каждый матч на этих картах. Однако другие, менее популярные наборы, тоже не обделили вниманием, поэтому многие зрители смотрели все матчи, чтобы заработать хотя бы какие-то скины.Кроме того, Valve сделала интересное нововведение, связанное со стикерами. Помимо логотипов команд, начиная с ESL One Cologne 2015 разработчики стали выпускать наклейки с автографами каждого игрока со списка участников Major-турнира. Правило 50% для Valve осталось в силе, но теперь деньги шли лично в карманы киберспортсменов. Со временем некоторые киберспортивные организации стали регулировать эти отношения. Заметив, как много денег приносят наклейки, они стали прописывать особые пункты в контрактах с игроками, по которым даже с автографов будут идти отчисления в пользу клуба. Впрочем, некоторым командам удавалось выбить для себя все 100% (не считая доли Valve). 

 В 2015 году мы стали свидетелями становления многих команд, среди которых можно выделить Team SoloMid (сегодняшняя Astralis), Luminosity Gaming (SK Gaming) и Team Kinguin (FaZe Clan). Однако особого внимания заслуживает fnatic, которая выиграла два мейджора подряд. Подписав дуэт KRIMZ и olofmeister из LGB Esports (а позже ещё и dennis'a), шведская команда побеждала почти на всех фронтах. Учитывая успехи fnatic, она несомненно войдёт в CS:GO-историю как одна из величайших команд на про-сцене.Немалый вклад в развитие и расширение зрительского сектора Major-турниров также внесли гемблинг сайты, вроде CSGOLounge. Мания скинов со временем лишь усилилась, и игроки стали делать ставки своими предметами на профессиональные матчи. Наблюдая за тем, пройдёт ставка или нет, ставочники неслабо увеличивали количество просмотров матчей на сторонних турнирах и особенно Major-ивентах. Можно сказать, что сайты со ставками с помощью скинов тоже положительно повлияли на развитие CS:GO-сцены и игры в целом. Поэтому неудивительно, когда Valve запретила существование такого рода сайтов, турниры по CS:GO потеряли большую часть аудитории. Но случилось это уже в течение третьей эры мейджоров.

Третья эра

Текущая эпоха включает в себя три состоявшихся Major-ивента и один предстоящий — PGL Major Krakow. Началось всё с MLG Columbus 2016. Неожиданно для комьюнити, Valve впервые дала права на проведение мейджора не ESL и DreamHack, а Major League Gaming. А вместе с этим был увеличен призовой фонд до $1.000.000, что впоследствии стало обычной практикой. И, несмотря на все опасения, MLG свою работу сделала отлично.ТурнирПризовой фондПобедителиMLG Columbus 2016$1.000.000Luminosity Gaming (FalleN, fnx, TACO, fer, coldzera)ESL One Cologne 2016$1.000.000SK Gaming (FalleN, fnx, TACO, fer, coldzera)ELEAGUE Major 2017$1.000.000Astralis (gla1ve, device, dupreeh, Xyp9x, Kjaerbye)PGL Major Krakow 2017$1.000.000—
Отсюда началась новая эпоха также потому, что начиная с MLG Columbus Valve ввела систему региональных Minor’ов, в которых команды из Европы, СНГ, Америки и Азии без статуса легенды и слотов на квалификации могли бы побороться за слот на LAN-отборочные к мейджору. Участники финальной LAN-квалификации на мейджоры:

  • • 8 не вышедших из группы команд на прошлом мейджоре;
  • • 2 команды из EU Minor;
  • • 2 команды из CIS Minor;
  • • 2 команды из Asia Minor;
  • • 2 команды из Americas Minor.

Данная система оказалась успешной и теперь стабильно применяется ко всем Major-ивентам. Многие считают, что у неё есть свои недостатки, вроде вызывающего вопросы распределения слотов среди регионов, но, похоже, Valve полностью устраивает данная ситуация и компания не намерена менять что-то в этом плане.  По сути, MLG Columbus можно назвать одним из лучших, если и вовсе не лучшим, Major-ивентом за всю историю CS:GO. Здесь произошёл ещё один зрительский пик (рекорд которого не побили и по сей день), ведь на тот момент гемблинг сайты ещё были живы, окончание эпохи доминации fnatic (вызванное провалом в четвертьфинале и последующей травмой руки olofmeister), что усилило конкуренцию на про-сцене, и восхождение бразильцев из Luminosity Gaming, которые пришли из ниоткуда и по сей день держатся на топ-уровне. 

 Luminosity — чемпионы MLG Columbus 2016
фото: Major League GamingПроблемы начались как раз таки с ESL One Cologne 2016. Valve осталась недовольной этим ивентом, так как его смотрело намного меньше зрителей, чем на предыдущем мейджоре, что говорило о непозволительном шаге назад в развитии. Представители ESL заявили, что в сумме ивент в Кёльне посмотрел один миллион зрителей, в то время как у MLG Columbus это число достигло отметки в 1,6 миллиона. В результате этого, Valve отказалась проводить третий Major-турнир в 2016, чтобы в результате подогреть зрительский интерес. Помимо этого, зрители в онлайне остались недовольны качеством трансляции от ESL, постоянными задержками и рядом других мелких технических проблем. В свою очередь, посетители LAN-финала в Lanxess Arena ни на что не жаловались. Неизвестно, действительно ли после этого отношения между Valve и ESL ухудшились, но с того момента компания больше не получала права на проведения мейджора. Кроме того, ситуация начала набирать новые обороты, и ESL пошла вразрез с интересами Valve. Например, ESL разрешила игрокам с VAC-баном играть в её лигах по истечению срока двухлетнего бана. У Valve же читеры и намеренно проигравшие матч игроки, вина которых была впоследствии доказана (примеры — iBuyPower и Epsilon Esports), получают пожизненный запрет на участие в Major-ивентах.Вместо этого, Valve обратила своё внимание на ELEAGUE, которая провела два замечательных сезона своего CS:GO-ивента. Качество проведения турниров от EL было на высоте, в результате чего и был анонсирован ELEAGUE Major 2017. 

  хоть организаторы провели этот чемпионат на высшем уровне, но вот побить зрительский рекорд всё равно не удалось. Цифры остались прежними — один миллион на пике трансляции и 670.000 в среднем. Однако, здесь была и положительная сторона — ELEAGUE Major посмотрело почти в три раза больше человек, чем The International 2016, и в два раза больше в сравнении с чемпионатом мира по League of Legends (информация взята с платформы Twitch, без учёта китайской аудитории). При этом призовой фонд турнира был в двадцать раз меньше, чем у International! 

 В марте 2017 года PGL объявила на весь мир о том, что она организует следующий CS:GO-мейджор. На данный момент PGL успела провести все Minor-квалификации и закрытые LAN-отборочные, при этом получив лишь позитивные отзывы со стороны CS:GO-сообщества. Для примера можно привести пользовательский UI (user interface — пользовательский интерфейс), который стал глотком свежего воздуха для сферы трансляций профессионального CS:GO. 

 Одиннадцатый CS:GO-мейджор для Valve и первый для PGL пройдёт в Кракове, Польша. Эта страна уже не первый раз будет принимать турнир такого масштаба. Вспомнить хотя бы ежегодные турниры в Катовице! И что самое главное, местные фанаты могут создать идеальную атмосферу для мейджора, что уже было доказано ими как на родном ESL Katowice, так и ESL Cologne, который они посещали не жалея денег и времени (чтобы поддержать соотечественников из Virtus.pro) и создавали там свой фан-сектор.CS:GO растёт как киберспортивная дисциплина, увеличивая свои призовые и количество престижных турниров. Любимому миллионами онлайн-шутеру нужен толчок в развитии, а его как раз таки может предоставить PGL, которая уже не первый год сотрудничает с Valve и, вероятно, знает чего хочет от CS:GO-мейджора сам заказчик.Будем надеяться, что вскоре Valve наконец поймёт, что CS:GO — их самая популярная дисциплина и станет поддерживать её в первую очередь. С логической точки зрения, так должно и случиться, ведь Major-ивенты по CS:GO уже обошли The International по количеству зрителей. CS:GO неоспоримо заслуживает таких же огромных призовых, как Dota 2. Есть масса способов достичь этого, но самый простой из них — ввести систему краудфандинга. Далеко идти за примером не надо: взять хотя бы The International, призовой которого растёт с огромной скоростью благодаря продаже внутриигрового предмета Battle Pass. 

4
0.000 GOLOS
На Golos с July 2017
Комментарии (7)
Сортировать по:
Сначала старые