Будущая команда платформы Голос - какой она будет?
До конца краудсейла платформы Голос осталось меньше двух дней, уже собрано почти 300 биткоинов и наступает момент, когда пора зафиксировать планы развития платформы, определиться, какой будет команда и какие обязанности будут на каждом из участников.
Экосистема платформы Голос имеет довольно сложную структуру, в ее основе лежит блокчейн Голос и первое, созданное на его основе, приложение golos.io. Развитие этих двух сущностей должно дать сильный толчок развитию всей экосистемы, с новыми интересными приложениями и развитой экономикой.
Недавно @marina написала пост о том, какой будущую команду голоса видит CyberFund и как предлагается мотивировать разработчиков. Данный пост вызвал много вопросов, так как задача создания команды должна решаться наряду с планированием бюджета, выстраиванием процессов взаимодействия и многими другими задачами.
В течение двух дней вместе с другими активными делегатами ( @lehard, @on0tole, @primus, @dark.sun, @dr2073) мы обсуждали задачи и структуру будущей команды.
Вопросов затрагивалось много, но в этом посте я хотел бы остановиться именно на том, какой будет будущая команда Голос.
Дисклеймер: в этом посте я буду говорить от себя лично и доносить свои собственные мысли, не смотря на то, что они находили поддержку у многих делегатов.
Напомню, что CyberFund предложил сформировать следующую команду:
- фронтэндер - @misha
- фронтэндер - вакансия
- С++ разработчик - вакансия
- С++ разработчик - вакансия
- дев-опс инженер - Евгений
- координатор-аналитик - @serejandmyself
- дизайнер - вакансия
Со следующими мотивациями:
Для мотивации команды разработчиков предполагается две формы поощрения:
- месячный оклад - в среднем $1000-$1200 в месяц на человека из собранных на краудсейле и заработанных проектом средств
- опционы - до 2% в год на команду из 8,98% зарезервированных под развитие проекта ГОЛОСов при достижении ключевых показателей развития
Большинство вопросов были обсуждены делегатами на хэнг ауте, в котором также участвовали делегаты @creat0r и @serejandmyself.
Больше всего меня интересовали следующие проблемы:
1. Кто будет заниматься Бэкэндом?
Со слов @creat0r, в предложенной структуре предполагалось, что эти обязанности будет выполнять дев-опс инженер.
2. Кто будет тим лидером команды из пяти разработчиков?
Ведь это должен быть человек, который имеет представление обо всех технологиях разработки, который способен делать ревью кода, выстраивать agile процессы, заставлять других писать unit тесты и конечно же давать пинка, когда это необходимо (а когда люди работают за зарплату такая необходимость возникает довольно часто).
Вообще я считаю, что пять разработчиков для такой команды- это слишком много. Достаточно найти одного хорошего full-stack программиста, который будет вести клиент golos.io и его инфраструктуру, и одного C++ blockchain core программиста, который будет всегда на связи и будет готов делать hot фиксы. Многие другие задачи будет брать на себя комьюнити и разработчики, работающие за баунти (об этом ниже).
3. Как найти профессиональных разработчиков с окладом 1000-1200$?
Рыночная зарплата хороших С++ разработчиков в России как минимум вдвое больше. И мы просто не сможем найти достойных кандидатов на эти вакансии. Конечно, на такой оклад можно отыскать студента или Junior программиста, однако платформа должна развиваться стремительно, поэтому работать должны именно профессионалы, а не люди, которых придется ещё обучать в течение неопределенного периода времени. Как я говорил ранее, в технологии graphene, на базе которой создан блокчейн Голос, разбирается порядка 10 людей во всем мире, поэтому уже понятно - кого бы мы не нашли на этот пост, ему придется разобраться с определенным стеком технологий, которые кроме того плохо задокументированы.
4. KPI и опцион - до 902400 голосов в год на команду из 7 человек при максимальном выполнении всех KPI.
В год один член команды может получить максимум 128 914 голосов, при условии достижения всех поставленных целей.
На мой взгляд, этой мотивации недостаточно.
Ведь на данный момент активный делегат получает ~40 000 Голосов в месяц или 480 000 Голосов в год. Вместо того, чтобы быть в статусе работника, разработчику очевидно будет интересней стать активным делегатом, и приносить пользу для платформы, действуя по тому роудмапу и графику, который выстраивает он сам.
Конечно, после хард форка и перехода к дефляционной модели экономики цифры сильно изменятся (награда делегатов сильно упадет и не будет такого размытия голосов), но я исхожу из того, что есть на данный момент..
5. Отсуствие Баунти программы
Многие талантливые разработчики, в частности те, которые уже имеют экспертизу в области блокчейна, с удовольствием будут брать задачи за определенную награду в BTC (за баунти).
Какие плюсы:
- Такие люди (или даже команды) мотивированы результатом, т.к. Выплату они получают именно по достижении определенных целей.
- Этих людей не надо обучать, их мотивация - как можно быстрее закрыть задачу и получить заслуженную награду.
- Кроме того, баунти задачи создают конкуренцию между сторонними разработчиками, которая в свою очередь порождает мотивацию
Напомню, что Голос - это open source проект. Как я уже писал, собрать хорошую команду - это круто, а собрать вокруг проекта сообщество талантливых разработчиков, которые разбираются в базе кода и готовы содействовать развитию проекта - это в разы лучше. Баунти программа будет содействовать формированию такого сообщества.
За примером далеко ходить не надо, достаточно посмотреть на такие успешные проекты, как Git, Vagrant и множество других.
6. Дизайнер в штате
Лично я не понимаю, зачем нужно нанимать дизайнера в штат и платить ему ЗП. Ведь дизайнеров пруд пруди, их легко аутсорсить, им можно давать баунти, а, кроме того, их будет много в самом коммьюнити, где они смогут монетизировать свои труды, публикуя их в постах.
7. Отсутствие в команде маркетолога
Вот это для меня было действительно странно, ведь это тот человек, которого не получится взять на аутсорс. Маркетолог должен быть 100% вовлечен в проект, смотреть аналитику, строить воронки конверсии, предлагать пути развития и многое другое. Да - хороший маркетолог стоит дорого, но такой человек проекту просто необходим.
8. Командные и индивидуальные KPI
В предложенной модели введены командные KPI. Они конечно необходимы, но что если в команде есть программист, который вкалывал весь год, весь его код работает безукоризненно, но не был выполнен KPI по показателю AWU из-за того, что “филонил” маркетолог? Очевидно кроме командных критериев, для каждой позиции требуются свои конкретные KPI
Мое видение структуры будущей команды
Подытоживая, могу сказать, что в идеальном сферическом мире я вижу следующий состав будущей команды Голос:
- Full stack developer (отвечает за клиент golos.io и инфраструктуру)
- C++ blockchain core developer
- Маркетолог
- Project manager (@serejandmyself)
Такая команда мобильна, состоит всего из двух профессиональных разработчиков. Но ещё раз отмечу, что эти разработчики - профессионалы, которые имеют за плечами большой опыт, способны быстро решать задачи и получают зарплату не ниже рыночного уровня. Такая команда мобильна, не требует технического тим. лидера. Задачи ставятся напрямую делегатами, а project manager следит за своевременным выполнением задач, достижением результатов и вообще является связующим звеном между командой и сообществом.
В структуре, которую я предлагаю, немаловажная роль отводится сообществу сторонних разработчиков, которые берут на себя задачи из баунти программы. Размер баунти, постановку задач и приоритеты определяют делегаты.
На мой взгляд, такая структура команды является оптимальной, без лишних звеньев в цепи, с быстро протекающими процессами взаимодействия между разработчиками, командой и сообществом.
Благодарю вас за то, что прочли до конца эту «простыню» и буду признателен, если изложите свои мысли и предложения.