Французские почтовые открытки. О революции эротических фотографий
В начале XX века появились сотни тысяч фотографий, на которых изображались женщины в разных степенях обнажённости. Эти фотографии были напечатаны в виде почтовых открыток, торговля которыми была скрытной, их часто продавали "из-под полы" в табачных, газетных и книжных магазинах...
В книге " Эротические открытки начала XX столетия" исследователь этого вопроса Найджлер Садлер следит за изменениями в социальных отношениях, моде и технологиях при помощи большой коллекции эротических открыток, частично одетых и полностью обнажённых женщин.
В начале идея частично обнажённых фотографий была в том, чтобы показать женские формы со стороны искусства. Но поскольку этот жанр быстро прогрессировал, женские образы становились более рискованными: одежду на женщинах фотографы ещё оставляли, но уже расстёгнутую. На фотографиях начали создавать композиции: добавляли мебель, намекая, например, на спальню, а модели начали взаимодействовать с камерой, смотря в неё.
Власти в Европе, конечно, хотели контролировать производство и продажу этих изображений. Во Франции фотографам приходилось проходить регистрацию в органах власти. Они могли создавать только "законопослушные" изображения или же обнажённую натуру только для её использования художниками.
Когда фотография стала более простой и дешёвой, появилось больше студий, и некоторые, преимущественно в Париже, начали выпускать эротические открытки. На этом этапе власти потеряли контроль.
Расцвет выпуска эротических почтовых открыток произошёл между 1890 и 1930 годами, хотя в этом случае термин "открытка" неправильный. Предполагалось, что фотографии, напечатанные в форме открыток, коллекционируют, а не отсылают. Размер этих фотографий облегчил процесс их продажи из-под полы.
Для студий фотографии приоритетом стал высокий заработок, а не создание художественных композиций с обнажёнными женщинами.
В студии фотографы начали создавать набор изображений, которые составлялись из серии фотографий одной модели - от полностью одетой до топлес или полностью раздетой. Эти серии, которые продавались в наборах из 12 открыток, получили название "французских почтовых открыток", поскольку большинство из них были произведены именно во Франции.
Из-за нелегальной природы этого бизнеса (хотя многие фотографии имеют студийные логотипы) о студиях и фотографах, которые отвечали за изготовление эротических открыток, известно мало. Очень мало фотографов "подписывали" свои работы, и ещё меньше нам известно о моделях.
Открытки также отображают изменение идеологии в творчестве художников и в обществе. "Новое скульптурное движение" 1870-х годов ввело более реалистичные позы моделей и расширило черты пристойности для обнажённых фигур - это открыло пути для широкого выбора поз, что и использовали фотографы начала XX столетия.
До 1880 года развилась "художественная фотография", поскольку фотографы стремились, чтобы их роботы воспринимали как новую художественную форму. Некоторые из фотографов изучали искусство изображения обнажённых людей и ставили моделей в позы с соблюдением правил живописи, экспериментируя со светом и тенями.
Немецкое авангардное движение в 1920-1930-х годах призвало многих фотографов выйти за рамки студии, чтобы использовать природное освещение и декорации.
Эротический жанр почтовой открытки закончился с началом Второй мировой войны. После войны этот тип изображений уже открыто появился в журналах.