Русская история для детей. Про коня Юлия и грамотность на Руси
Славянская письменность, то есть алфавит и буквы появились относительно незадолго до крещения Руси, в 9 веке. У славян был свой язык, но только устный. Заслуга создания славянской письменности принадлежит византийским монахам Кириллу и Мефодию. Кирилл, который славился своей ученостью и знал несколько иностранных языков, придумал славянскую азбуку – глаголицу (от слова «глаголить» - говорить). Кирилл и Мефодий перевели на старославянский язык христианские книги. А позже первая сложная азбука была упрощена учениками этих монахов, ее назвали кириллицей (в честь основателя славянской письменности). До нас дошли первые документы на старославянском языке времен первых князей – мирные договоры с греками, которые вошли в состав Повести временных лет – самой известной русской летописи.
История славянской письменности неразрывно связана с христианством. Духовник Ольги, который прибыл с ней в Константинополь для крещения княгини, вероятнее всего, был грамотным и владел старославянским языком. Первые христианские церкви появились до крещения Руси. В них уже велись службы на родном языке, а не на греческом. Первые русские христианские общины, появившиеся до провозглашения христианства государственной религией, имели церковные книги и грамотных людей, которые их читали. Однако, таких людей тогда было очень мало. Письменность на Руси стала широко распространяться только после принятия христианства. Сам князь Владимир, вероятнее всего, не умел читать и писать. Он был дальновидным политиком и понимал важность обучения, поэтому повелел открывать школы и отдавать в учение детей киевлян. Таким образом, уже при сыне князя Владимира Святославовича – Ярославе Мудром грамотность стала распространенным явлением. Конечно, далеко не каждый умел читать и писать, как в наши дни, но, как считают историки, почти каждый десятый владел этими навыками.
Во времена Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого школы делились на дворцовые, в которых учились дети знати, чтобы стать государственными деятелями, школы «книжного учения» - для воспитания священников, и частные, домашнего обучения, в которых учились дети купцов и ремесленников. В этих школах получали образование только мальчики. Девочки тогда были поголовно неграмотными. Преподавали богословие, философию, грамматику, риторику и иностранные языки. Ярослав Мудрый уже был грамотным и владел иностранными языками, а его сын Всеволод был полиглотом – знал пять иностранных языков. Интересно, что первая в Европе школа для девочек появилась именно в Киевской Руси – ее открыла правнучка Владимира Святого, родная сестра Владимира Мономаха – Янка Всеволодовна при Андреевском монастыре. Кстати, к тому времени в школах уже стали обучать и математике.
Вернемся немного назад и поговорим о том, что происходило на Руси после смерти князя Владимира, сыновей у которого было много, и каждый управлял частью территории Древнерусского государства и княжил в своем городе. Святополк мечтал о полной власти и убил троих своих братьев, чтобы сесть на киевский трон. Ярослава, который княжил в Новгороде, ожидала та же участь, поэтому ему пришлось собрать огромное войско славян и варяг, чтобы победить брата и стать великим князем. Для того, чтобы удержаться на троне ему приходилось продолжать воевать с оставшимися в живых братьями и другими родственниками и их дружинами, чтобы сохранить целым и неделимым государство. Много приходилось воевать Ярославу и с внешними противниками: с литовцами и поляками, со степными кочевниками и византийцами. Военная деятельность его не была столь успешной, как у отца. Так чем же он так прославился, что вошел в историю Мудрым?
Памятник Ярославу Мудрому в Ярославле
Летописи сообщают, что «он был хромоног, но ум у него был добрый», сам читал книги – редкая ученость по тем временам. Киевская Русь процветала при Ярославе Мудром. Он содействовал распространению христианства, развитию просвещения и подготовки русских грамотных священников. При нем активно строились церкви, в том числе собор святой Софии в Киеве, возведенный в честь победы над печенегами в подражание константинопольскому храму. При нем Киев получил новые каменные стены и знаменитые Золотые ворота, тоже в подражание цареградским. Князь покупал много греческих рукописных книг и способствовал их переводу на славянский язык. Они и составили основу первой настоящей библиотеки на Руси – библиотеки Софийского собора для общего пользования. До наших времен дошли некоторые древние славянские рукописи – это настоящие произведения искусства. Над каждой книгой трудилось много мастеров: переписчики и художники. Книги были очень дорогими. Страницы делались из телячьей кожи, ненужные записи соскабливали и вновь писали на чистом листе. Тексты писали черными или коричневыми чернилами. Украшали рукописи киноварью – краской алого цвета и охрой – желтого цвета. Писали в основном гусиными перьями. Каждая глава и каждая страница украшались орнаментами и рисунками. Начальные буквы всегда старательно выписывали, делая их похожими на узор. Вместо обложки у книг были переплеты из досок, которые обтягивали кожей или тканью, дорогие экземпляры украшали золотом и драгоценными камнями.
При Ярославе Мудром открывались школы, не только в Киеве, но и в Новгороде, и в других русских городах. Церковное пение, которым славится православное служение, появилось на Руси именно при Ярославе. Наибольшую известность князь получил как законодатель – авторству Ярослава приписывается первый свод русских законов «Русская правда», продолжили это дело сыновья князя, Ярославичи.
Как и отец, Ярослав Мудрый способствовал заселению степи, строил города – Ярославль, Дерпт, укреплял границы и торговые пути от кочевников, отстаивал торговые интересы в Византии. Отношения с Западом тоже активно укреплялись, в первую очередь брачными союзами. Сам он был женат на шведской принцессе. Одна из его дочерей была замужем за норвежским принцем, две другие - за французским и венгерским государями, сестра – за польским. Некоторые сыновья Ярослава были женаты на иностранных принцессах. Киев времен Ярослава Мудрого был соперником Константинополя по красоте, оживленной торговле, развитым ремеслам и уровню жизни, изумлявшей иностранцев в 11 веке. Киев насчитывал около 400 церквей, 8 рынков и более 50 000 жителей, в то же время в Новгороде было около 30 000 жителей, а в Лондоне и Гамбурге – по 20 000. Ярослав умер, разделив землю русскую между сыновьями, предостерегая их от междоусобиц и советуя жить в любви. Но Ярославичи не послушались мудрого отца и постоянно воевали между собой, превратив мощное государство во множество мелких княжеств, чем воспользовались грозные кочевые племена.
Прежде чем на Русь пришли темные времена, и многие земли были захвачены и разорены монголо-татарами, страна испытала еще один золотой период – при княжении внука Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, о котором мы узнали, говоря о русских богатырях и который послужил вторым прототипом для легендарного князя Красно Солнышко – собирательного образа Владимира Святого и его правнука Владимира Мономаха. Он был так силен и пользовался влиянием на младших князей настолько, что никто не пытался оспаривать у него старшинство. В Киеве и других городах воздвигались красивые храмы, переводились на славянский язык книги. Сам Владимир Мономах был не только умел читать, но и написал книгу - так называемое «Поучение» своим детям. В нем князь наказывал «никого смертью не казнить», «все делать самим, во все вникать, не полагаться на тиунов и воевод», «в походе самим наряжать стражу, а проходя с войском по русским землям, не дозволять делать вреда жителям», учиться, приводя в пример своего отца, Всеволода Ярославича, который, сидя дома, выучился пяти языкам. Владимир Мономах успешно воевал, в «Поучении» он упоминает 83 крупных похода и 19 мирных договоров только с половцами. Он был настолько популярен, что получил от византийского императора знаки царского достоинства – легендарную шапку Мономаха, которая позднее досталась владимирским князьям, потом московским и позднее стала символом царской власти и ей короновались русский цари вплоть до Петра Великого.
Вернемся же к коню-библиотекарю при князе Владимире в мультипликационных фильмах. Глядя на каменные стены и храмы Киева в мультиках, мы понимаем, что перед нами стольный град времен Владимира Мономаха. Однако диковинная княжеская библиотека и говорящий конь, то есть персонаж, умеющий читать и писать, при том, что ни князь, ни кто-либо из окружения грамоте не обучен - это времена Владимира Святого и его наследника Ярослава Мудрого. Как и в легендах о богатырях, перемешались князья, предметы и явления разных времен, а точнее трех столетий, как и прототипы богатырей, жившие в 10, 11 и 12 веке.
PS Эта статья является продолжением цикла - Русская история для детей. Если Вы хотите познакомить своих детей с первыми князьями и русскими богатырями - захотите в мой блог, буду рада. Конструктивные комментарии и критика приветствуются!