"Поэзия Голоса". Рубрика «Я вас русским языком спрашиваю»: Излишества всякие нехорошие
[Иллюстрация @konti]
Автор: @amidabudda
Несколько слов о плеоназмах и тавтологии
Всем знакомо выражение «масло масляное» – о чём-то избыточном, лишнем. Оно закостенело, застыло и стало символом речевого излишества.
Однако есть ещё один интересный пример, с которым приходится часто встречаться. Это слово «вовнутрь». Распространяться ему помогают и маршрутные такси, предупреждающие пассажиров табличками «Двери открываются вовнутрь».
Это слово – плеоназм (происходит от греческого pleonasmos – излишество), причём необычный. Как правило, плеоназм – это сочетание синонимичных слов, которые употребляются вместе без какой-либо художественной цели.
Например, свободная вакансия, хронометраж времени, впервые знакомиться.
А тут плеоназм – слово. Его составляющие – во и внутрь – совпадают по значению, поэтому употреблять их вместе не стоит.
Часто излишества в речи появляются при употреблении слов, пришедших из других стран, значение которых не очень хорошо известно говорящему.
К примеру, прейскурант цен (прейскурант – текущие цены), горячий хот-дог (hot – горячий по-английски).
Ещё один вид речевого излишества – тавтология (от греческих tauto – то же самое, logos – слово), использование слов с одинаковым корнем.
Она взирала на меня горделивым взором.
Рост преступности вырос.
Однако есть ряд выражений, где избыточность не считается ошибкой – это фразеологизмы. Смысловая перегруженность тут нейтрализована поэтичностью и экспрессивностью устойчивых оборотов.
Вокруг да около, видимо-невидимо, мал мала меньше.
Также бывает, что изначально плеонастические и тавтологические сочетания перестают восприниматься как избыточные.
Например, информационное сообщение, город Волгоград.
Иногда плеоназмы и тавтология используются для усиления эффекта высказывания или для создания комической ситуации.
Газетный заголовок: «Крайности Крайнего Севера».
М. Е. Салтыков-Щедрин: «Позвольте вам этого не позволить».
Третий тип избыточности – ляпалиссиады.
Труп был мертв и не скрывал этого.
Кстати, ляпалиссиада – один из самых интересных и художественных примеров, когда употребление очевидных фактов доводится до абсурда и создаёт эффект неожиданности, вплоть до разрыва шаблонов. Приём назван по имени француза, маркиза Ля Палиса, в честь которого обычные солдаты придумали песню. Одна из строчек гласила:
«Наш командир ещё за 25 минут до своей смерти был жив».
Завершая обзор, хочу сказать, что в речи, как и во всём остальном, необходимо чувство меры.
Ваша @amidabudda