Рубрика «ПОСТгуманизм» [Рецензия]. «Путь меча» Г. Л. Олди: век Блистающих и хищное дыхание степей
Дизайн @konti
Автор: Ян Бадевский @zaebooka
Громов и Ладыженский вот уже три десятилетия радуют отечественных любителей фэнтези качественными и глубокими текстами. По собственному признанию, соавторы создают даже не фэнтези, а «философские боевики», но вопрос формулировки меня не сильно волнует. Олди — не просто мастера словесности, умеющие создавать безупречные смысловые полотна, но и представители мира восточных единоборств, что, в свою очередь, делает описания боевых сцен достоверными и захватывающими. Прибавьте сюда обширную фактологическую базу по культуре и мифологии восточных народов — вот вам и секрет успеха знаменитых «Олдей».
«Путь меча», написанный в 1994 году, открывает «Кабирский цикл». В трилогию также входят романы «Дайте им умереть» (1996) и «Я возьму сам» (1998) — все они так или иначе затрагивают судьбу Блистающих, разумного оружия, умеющего управлять придатками-людьми в бою.
В трилогии авторы размышляют над вопросами насилия и отказа от него, границ дозволенного в сфере самообороны и допустимости применения оружия в корыстных целях. Перед вами — один из наиболее самобытных романов харьковчан, встроиться в повествовательную ткань которого поначалу будет нелегко.
О чём книга
Мы переносимся в вымышленную вселенную Кабирского Эмирата, отдалённо напоминающего арабский Халифат в нашем мире. Это громадная империя, центр которой, многонациональный город Кабир, соответствует афганскому Кабулу. Окраины империи имеют некоторое сходство с Японией и Китаем, а Шулма моментально вызывает ассоциации с монгольскими степями. В этой вселенной холодное оружие обладает интеллектом и верит, что цивилизация Блистающих — единственная на планете. Люди именуются Придатками и рассматриваются исключительно в роли носителей клинков. Искусство владения мечом достигло таких высот, что убийства забыты — Блистающие принципиально не наносят травмы своим Придаткам. Поединки называются Беседами и являются, по сути, не актами агрессии, а своеобразным способом общения.
Внезапно Кабир потрясает серия жестоких убийств — древние установления нарушены, Беседы превратились в сражения и наполнились изначальным смыслом. Поговаривают о секте Тусклых клинков и придатках-асассинах. Роман начинается с турнира, во время которого Чэн Анкор, один из ключевых персонажей, теряет руку, утратив возможность беседовать. По рекомендации придворных шутов Чэн заказывает себе механический протез и впервые за всю историю Кабира получает возможность напрямую общаться с собственным мечом — Единорогом. Это поворотный момент — Блистающие и Придатки узнают о существовании друг друга. Остаётся лишь разобраться с Шулмой, Дикими Лезвиями и опасностью, надвигающейся на славный город Кабир…
Моё мнение
Олди умеют создавать непривычные миры, которые не укладываются в навязанные поклонниками эльфов шаблоны. Вот скажите, как адаптироваться к персонажам, один из которых — меч? Впрочем, не один. Тут целый арсенал клинков, посохов и ножей, ведущих неторопливые (по своим меркам) Беседы и определяющих свои судьбы независимо от воли людей. Авторский манёвр с трудом укладывается в голове, но первый шок сменяется восхищением. Поединки (фирменный стиль Олди) зрелищны и продуманы до мелочей, сюжет лихо закручен, атмосфера затягивает.
Центральная идея уникальна — превращение кровавой схватки в искусство, близкое по своей природе к медитации. Многие скажут, что Олди не изобрели велосипед — боевая медитация считается базой кунг-фу. Вспомните тех же монахов Шаолиня, воспринимающих восточные единоборства как путь к самосовершенствованию. Истинный мастер считает выигранным бой, которого удалось избежать. Эта концепция возведена харьковскими писателями в Абсолют. Вот только уклониться от поединка удаётся не всегда.
Что делать в ситуации, когда насилие становится неизбежным злом? Убей или умри — такой выбор ставит перед главными героями реальность степной Шулмы. И здесь мы возвращаемся к давнему спору адептов восточных единоборств о сущности искусства боя. Кунг-фу — не танец, не спорт, не показательное выступление. Вспомните «Великого мастера» Вонга Карвая. Кунг-фу состоит из двух иероглифов — «вертикаль» и «горизонталь». Ты либо стоишь, либо лежишь. Останется только один, как сказал бы известный шотландец. И вот об этой грани боевых искусств люди и Блистающие забыли — давно и надолго. Чтобы выжить, обитателям метрополии и подвластных ей земель придётся переучиваться. Вспоминать то, о чём помнить не хочется. И балансировать на грани сползания в дикость и варварство.
Итог. Перед вами — филигранная работа людей, которых я считаю сильнейшими русскоязычными писателями-фантастами современности. Оригинальная идея сочетается с детальной проработкой мира и героев, обширной фактологической подготовкой и отточенной стилистикой. Читать обязательно.
Оценка: 10/10
Ваш Ян Бадевский @zaebooka