Журнал «Психология». Истерия или что мы знаем о женщинах?
Истерия или что мы знаем о женщинах?
Истерия, уже исходя из названия, (от др. греч. «матка»), традиционно считалась заболеванием исключительно «женским». Однако, еще к концу 19 века, многочисленные соматические симптомы обивающих врачебные пороги женщин, так и оставались загадкой. Картина заболевания, как в целом, так и в каждом конкретном случае, поражала специалистов своей неоднородностью и «вычурностью»: истерия характеризовалась демонстративными эмоциональными реакциями (слёзы, смех, крики), судорогами, преходящими параличами, потерей чувствительности, глухотой, слепотой, помрачением сознания и даже галлюцинациями.
Первая попытка научного подхода к истерии была сделана Ж.-М. Шарко, показавшего, что многие симптомы болезни можно облегчить с помощью гипноза и других форм внушения. Именно с этих суггестивных методов берет свое начало работа З. Фрейда по исследованию (= лечению) истерии. Однако, попытки первых «фрейдовских истеричек» излечиться, «высказать» свои телесные страдания, подсказали основателю психоанализа иную форму работы, для которой любые формы внушения являлись скорее помехой.
Таким образом, главная заслуга Фрейда в том, что он позволил истерическому симптому «заговорить», а значит признал за ним измерения смысла. Таким образом, после обнаружения причины болезненного симптома через её проговаривание, «необходимость» в нем отпадала и пациентка чувствовала значительное облегчение состояния. Описанные выше симптомы находили свое выражение в виде телесных недугов, с очевидностью обнаруживающих для окружающих глубину страданий истерической больной. Подобное состояние вряд ли можно встретить в современном мире, однако, можно ли говорить о новых формах истерии?
Пациентами аналитиков чаще становятся женщины, не только потому, что им проще признать невозможность самостоятельно справиться с возникающими проблемами, но и в силу самой «женской» структуры, заставляющей «желать знать», желать добраться до самых глубинных причин своего поведения, своей душевной организации. Истерический субъект оставляет место сомнениям, таким образом там, где у мужчины есть ответ, у женщины появляется вопрос.
Очень часто причинами обращения к психоаналитику являются неудовлетворенность любовными отношениями. «Неудовлетворенность» — наиболее точное слово для определения женской позиции. В современном обществе женщина получает равные с мужчиной права, что позволяет ей занимать посты, ранее считавшиеся чисто «мужскими»; решать самостоятельно, иметь ли семью и детей, или же заниматься продвижением по карьерной лестнице.. однако, делают ли её эти общественные «выгоды» счастливее? Можно ли говорить о полной удовлетворенностью жизнью? Клинический опыт показывает, что женщины по-прежнему страдают, а точнее находят для себя способы так или иначе не до конца наслаждаться исполнением своих желаний. Парадокс, но истерический субъект действительно предпринимает попытки оставить свое желание неудовлетворенным. Почему?
Специфика женского желания такова, что его необходимо постоянно поддерживать. А поддерживать его можно в том случае, если оно удовлетворяется не полностью. Более отчетливо эта тенденция прослеживается на примере любовных отношений, когда партнер, в попытках понять, чего же хочет его возлюбленная, исполняет все, о чем она его просит, но наталкивается на разочарование. Мужчина в этой ситуации оказывается в тупике, ведь что бы он не сделал, это всегда «не то», желание женщины обращено к чему-то иному.
Однако в таком же тупике находится и женщина, ведь не только мужчина не знает, чего хочет женщина, но и она сама понятия не имеет в чем же, в действительности, состоит её желание. Неизвестно, чего хотят «женщины», однако психоаналитическая ситуация поможет пролить свет на то, что хочет «женщина». Именно эта загадка, занимавшая еще Фрейда и так и оставшаяся не разгаданной его последователями, приводит истерического субъекта на анализ. И в каждом конкретном случае ответ на вопрос как получать удовольствие от жизни, как продолжать желать, даже поняв структуру и направленность своего желания, с неизбежностью является уникальным.
Автор — Ирина Замятина