Пороки современного искусства, детское развитие, символика Средневековья, демография Европы XIX века и Бл. Августин
CCXXVIII. Искусственный отбор. Похабщина, банальщина и пошлость в искусстве
Продолжаем знакомиться с современным искусством. И решать — стоит ли длить такое знакомство. @dajana берёт на себя нелёгкий труд и пишет о неприятном, пошлом, вульгарном и банальном в современном искусстве. И ей определённо есть, чем заняться. В этот раз узнаем о нетрадиционных техниках письма (это я ещё мягко выразился), реди-мейдах (читаем текст), китче и мусоре (в буквальном смысле). Всему этому нашлось место в современном искусстве, которое, кстати, очень неплохо продаётся. Вот и думай после этого, может, чего-то не понимаешь?
Ни разу не пожалел, что читаю посты автора, посвящённые современному искусству. Не то чтобы оно как-то особенно меня радовало, скажу прямо. Просто после этого мне всякий раз хочется полистать альбом Джотто или Брейгеля. @dajana, спасибо за повод, когда бы ещё собрался. Так что — сплошные выгоды и интеллектуальный рост.
Две концепции детского развития
Каковы главные задачи детства? Как простыми словами объяснить, что требуется от молодых родителей? Что такое мотивация достижения, чем она отличается от мотивации избегания? Как они сказываются на жизни взрослого человека? Все эти вопросы рассматриваются мной в новом материале, посвящённом концепциям детского развития. Помимо этого, мы поговорим о типологии Томаса Э. Харриса и разберём первые два типа представлений о мире, которые могут сформироваться у ребёнка.
Может показаться удивительным, но, несмотря на современный избыток информации и повсеместно распространившийся культ детей, мало кто представляет себе задачи родительства. Я не претендую на знание истины в последней инстанции, но люди крайне мало знают про воспитание. Это весьма грустно, потому что оставляет их наедине с очень серьёзными вопросами. Я надеюсь, что текст хотя бы слегка познакомит их с проблемой, тогда они смогут выбирать сами, на что ориентироваться. А в идеале заинтересуются темой.
В пыли забвения. Символика Средневековья
Несмотря на то, что в Средние века мало кто умел читать и писать, люди того времени видели в окружающем гораздо больше, чем мы. Например, современный турист, стоя перед готическим собором, мало что понимает, тогда как перед человеком Средневековья разворачивалась история, исполненная смысла. Всё дело в том, что Средневековье — время, пронизанное символами. О символическом понимании мира средневековым человеком рассказывает @mamasetta.
После таких текстов понимаешь, как многое остаётся непонятым на старых картинах. Практически каждый предмет исполнен смысла: корона, меч, кости, фигуры и цвета, всё имело особое значение. Если хотя бы примерно представлять себе символику, то понимание произведения искусства становится гораздо более глубоким, а знакомство с картиной превращается в детективную историю.
Демографический рост Европы в XIX веке
Как оценить развитие целой страны? Как сравнить развитие нескольких стран, в том числе экономическое? У учёных есть способы. В таком деле большую помощь может оказать демография. Именно на демографический рост ориентируются исследователи, когда хотят оценить динамику развития целого государства. О демографическом росте Европы в XIX веке рассказывает @oksaxa.
Именно с демографией связан один из самых больших экономических конфузов конца XVIII века, когда Томас Мальтус предсказал европейцам скорый голод. Он заметил, что производство продуктов питания может расти в арифметической прогрессии, а населённость — в геометрической. К счастью, Мальтус не учёл научно-технический прогресс и способность людей выкручиваться, но впечатление на современников произвёл. Подобные идеи регулярно высказывались и современными учёными, например, С.П. Капицей.
Аврелий Августин (Блаженный)
Есть много вещей, про которые мы уверены, что они были с самого начала — настолько они укоренены в культуре. Но это не так. Их придумал какой-то конкретный человек. Вот, например, идея первородного греха обязана своим существованием Аврелию Августину, более известному как Блаженный. Именно про него рассказывает @freshbrain.
Для меня стало открытием, что Блаженный Августин не знал греческого. И это во времена, когда этот язык был ещё не вполне мёртв. У нас теперь всякий приличный студент-историк знает латынь и древнегреческий (особенно если специализируется на Средневековье), а тут целый Августин. Да ещё Блаженный. И без греческого. Непонятно. Впрочем, причина у него была серьёзная — жестокий учитель в буквальном смысле отбил интерес к языку. Не знаю даже, какой вывод сделать. «Бейте детей за ошибки в греческом, и у вас вырастет Отец Церкви» — не кажется мне перспективным вариантом. Короче, читайте текст. Там много неожиданного.
В волны гуманитарного и культурного наследия для вас погружался @nikonov. И кое-что вытеснил. Занимательного вам чтения!
Все упомянутые выше материалы поддержаны Программой ПСК. Если вы считаете, что здесь чего-то не хватает, оставьте в комментариях ссылки на качественные серьёзные тексты, не отмеченные в этом обзоре!