рубрика /Памяти Русской и Советской Культуры и Искусства/
11 февраля 1875 г родился Василий Иванович Качалов (Шверубович ) — российский советский актёр, на протяжении многих лет один из ведущих актёров Московского Художественного театра, мастер художественного слова, педагог. Народный артист СССР.
Василий Шверубович родился в Вильно (ныне — Вильнюс, Литва).Он рос в семье православного священника, настоятеля виленской Никольской церкви, и с ранних лет пел в церковном хоре. Пение настолько ему нравилось, что со временем Василий стал мечтать о карьере оперного актера.
Среди сверстников он слыл завсегдатаем оперных театров, но со временем начал ходить на все спектакли драматических театров, которых в Вильно было немало. В школе актер часто изображал увиденных на сцене героев. На переменах его выступления ждала специально собравшаяся аудитория. Василий, не расстававшийся с книгой, декламировал монологи из "Гамлета", "Отелло", "Евгения Онегина", "Полтавы".
Дома увлечение мальчика не вызывало такого энтузиазма, как в школе. Особенно после того, как Василий однажды выскочил из под стола в образе очередного сценического злодея в непонятном тряпье, да еще и с топором, заимствованным у дворника
В 1893 году Василий Шверубович поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Через год в стенах университета началась его артистическая карьера. Вместе с другими студентами-любителями сцены он работал под руководством Александринского актера-примы Владимира Николаевича Давыдова.
Для своего профессионального дебюта студенты театральной труппы подготовили спектакль "На бойком месте" по пьесе Островского. Играли его за плату рабочим фарфорового завода.
Первой важной работой Василия Ивановича стала роль Несчастливцева в спектакле "Лес". После нее о самородке с юридического факультета заговорили многие. Успех подвиг его сделать окончательный выбор в пользу театра и взять псевдоним.
Чтобы немного успокоить родных, Качалов написал им, что не бросает учебу, а едет доучиваться в Казанский университет. В Казани его приняли в театр, где за каждый полусезон на долю молодого актера выпадало от 30 до 70 ролей, в основном – второго плана.
27 января 1900 года Качалов приехал в Москву с молодой женой Ниной Николаевной, игравшей вместе с ним на казанской сцене. По протекции питерских друзей ему удается попасть на службу в Художественный театр.
Впервые Василий Качалов появился на сцене в роли царя Берендея в пьесе Островского "Снегурочка", пишет tvkultura.ru. Московскую публику сразу же покорила пластика молодого актера и его неподражаемый тембр голоса.
С тех пор и на долгие годы Василий Качалов становится одним из популярнейших актеров Художественного театра. В первые же годы работы в труппе МХТ Качалов стал ведущим исполнителем современной драматургии, и прежде всего пьес А. Чехова и М. Горького. Он был первым исполнителем ролей Пети Трофимова в "Вишневом саде" и барона Тузенбаха в "Трех сестрах" А. Чехова. Качалов часто и на сцене полемизировал с Антоном Павловичем Чеховым, показывая неудовлетворенность его героев тем, что их окружало; актер в то же время наделял их страстной мечтой о счастье, неистребимой верой в лучшее будущее.
Такой же оптимизм Качалов перенес и в другую известнейшую роль - Барона в пьесе М. Горького "На дне", который в исполнении Качалова казался не только циничным, окончательно опустившимся человеком, но и незаурядной личностью, прожившей долгую и трудную жизнь. В этой роли Качалов выходил на сцену больше сорок пяти лет.
Вот портрет Василия Качалова, который в несколько ироничной тональности был представлен известным писателем и журналистом Доном Аминадо. Он вспоминал, как восторженные почитательницы, точно знавшие время появления артиста во время его прогулки по Кузнецкому мосту, выстраивались на мостовой в нетерпеливом ожидании и, наконец, "О, чудо!", шли "за своим полубогом в меховой шапке, в серых ботиках и в отличной шубе. Каждой эпохе - свой кумир".
Период с 1905-го по 1917 год считается временем расцвета таланта Василия Ивановича Качалова. Каждая его роль на сцене МХТ становилась общественным событием. Это были персонажи Горького, Достоевского (Иван Карамазов), герои мировой классической драматургии (Гамлет Юлий Цезарь и Брандт в трагедиях В. Шекспира и Г. Ибсена). Все эти работы поражали зрителей не только великолепной актерской техникой: герои Качалова жили на сцене естественной жизнью, вызывая у зрителей сопереживание глубиной своих чувств, напряженностью мыслей. В это же время появились первые анекдоты и эпиграммы о Качалове, поскольку актер стал необыкновенно популярным.
Вот портрет Василия Качалова, который в несколько ироничной тональности был представлен известным писателем и журналистом Доном Аминадо. Он вспоминал, как восторженные почитательницы, точно знавшие время появления артиста во время его прогулки по Кузнецкому мосту, выстраивались на мостовой в нетерпеливом ожидании и, наконец, "О, чудо!", шли "за своим полубогом в меховой шапке, в серых ботиках и в отличной шубе. Каждой эпохе - свой кумир".
В Москве вёл активную богемную жизнь «серебряного века». В рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник» карикатурно изображён пьяный В. И. Качалов — «с бокалом в руке, бледный от хмеля, с крупным потом на лбу, на который свисал клок его белорусских волос». С. А. Есенину принадлежит известное стихотворение «Собаке Качалова», начинающееся строками: «Дай, Джим, на счастье лапу мне…». Дружил с А. Б. Мариенгофом; в его романах «Роман без вранья» и «Мой век. Моя молодость», которые очень биографичны, много написано о В. А. Качалове и его семье, окружении. Дружба с М. Ф. Андреевой привела к тому, что на адрес В. И. Качалова приходили из-за границы директивные письма для МК РСДРП, а от его имени шли за рубеж материалы для «Искры». По театральным делам близко сошёлся и был дружен с миллионером Н. Л. Тарасовым.
После Октябрьской революции, в 1919—1922 годах с группой артистов гастролировал по Югу России, затем в Болгарии, Югославии, Австрии, Чехии, Германии, Дании и Швеции.
Во время гастролей по Югу России, переезжая за отступающими частями Белой армии оказался в Екатеринославе, где случайно нашёлся его сын, служивший у белых. Больного тифом сына едва спасли:
«мать, которая всю ночь сидела около меня, заметила, что я очень вспотел, градусник показал, что у меня 35 с чем-то. Тогда она накапала мне двадцать пять — тридцать капель и дала выпить. При всей своей слабости я почувствовал, что выпил что-то не то. Оказалось, что мать дала мне принять сильный раствор карболки. Началась, конечно, паника. Весь дом принимал во мне то или иное участие: несли молоко, искали врача, бегали в аптеку, только отец был как-то странно, напряженно спокоен. Когда мать, которая была, конечно, в самом невероятном отчаянии, бросилась к нему с исступленным воплем: «Что делать?» — он сказал с неожиданным уверенным самообладанием: «Пойми ты: чтобы мать ждала с фронта сына, о котором несколько месяцев ничего не знала, и чтобы она в первую же ночь его отравила… это такая безвкусная мелодрама, которой быть не может. Этого не может быть». И мать успокоилась»
— По воспоминаниям В. В. Шверубовича[
В 1922—1924 годах с труппой МХАТ, возглавляемой К. С. Станиславским, выступал в Европе и в Америке. С 1924 года работал в Москве. Всего в МХАТ сыграл 55 ролей.
Значительное место в творчестве занимала его деятельность на эстраде, работа на радио, в записях на граммофонных пластинках с исполнением произведений поэзии (С. Есенина, Э. Багрицкого и др.) и прозы (Л. Н. Толстого и др.), создал особый жанр эстрадного исполнения драматических произведений — «монтажи», в которых играл по несколько ролей.
По воспоминаниям сына, имел немалый рост (1 м. 85 см.), но был худ, бледен, брит, близорук, узкоплеч сравнительно с гигантами — старшими братьями.
Скончался 30 сентября 1948 года от рака легкого в Москве . Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
https://ru.wikipedia.org/wiki/
https://ria.ru/culture/20100211/208702103.html