рубрика /Памяти Русской и Советской Культуры и Искусства/
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. "ПОРТРЕТ"
Взгляни на этот лик; искусством он
Небрежно на холсте изображен,
Как отголосок мысли неземной,
Не вовсе мертвый, не совсем живой;
Холодный взор не видит, но глядит
И всякого не нравясь удивит;
В устах нет слов, но быть они должны:
Для слов уста такие рождены;
Смотри: лицо как будто отошло
От полотна, — и бледное чело
Лишь потому не страшно для очей,
Что нам известно: не гроза страстей
Ему дала болезненный тот цвет,
И что в груди сей чувств и сердца нет.
О Боже, сколько я видал людей,
Ничтожных — пред картиною моей,
Душа которых менее жила,
Чем обещает вид сего чела.
1831
Фотографию с портрета М.Ю. Лермонтова в Лермонтовский музей Николаевского кавалерийского училища пожертвовал некий Владимир Карлович Вульферт, член Московской судебной палаты, в 1917 году эта фотография, попала в Пушкинский дом. И.Л. Андроников описал свои поиски оригинала в рассказе «Портрет»
«…я уже представлял себе, как Лермонтов, такой, каким он изображен на этом портрете, ранней весною 1838 года приехал на несколько дней в Петербург. Служба в военных поселениях близ Новгорода, где расквартирован Гродненский полк, подходит к концу. Бабушка хлопочет через влиятельных лиц при дворе. Со дня на день можно ожидать перевода обратно в Царское Село, в лейб-гвардии гусарский полк. И, прежде чем навсегда снять мундир гродненского гусара, Лермонтов уступил, наверно, просьбам бабушки и согласился посидеть перед художником. Портрет, судя по фотографии, очень хороший. Очевидно, бабушка пригласила известного живописца.
Уже представлял я себе, что Лермонтов сидит, откинувшись на спинку кресла, в квартире у бабушки, в доме Венецкой на Фонтанке... Свет от окна падает на лицо Лермонтова, на бобровый седой воротник, на серебряный эполет…
…Звонят мне однажды по телефону, приглашают в Литературный музей на открытие лермонтовской выставки…. Я переходил от одной вещи к другой.
- Ну как? - спросил Бонч-Бруевич.
- Чудная выставка! - отвечал я, поднял глаза и, остолбенев, вдохнул в себя полной грудью: - А-а!
Передо мной висел "вульфертовский" портрет в скромной овальной раме. Подлинный, писанный масляными красками. Так же, как и на фотографии, виднелся серебряный эполет из-под бобрового воротника офицерской шинели, и Лермонтов смотрел поверх моей головы задумчиво и печально. - Что ж, сударь мой, не скажете ничего? - спрашивает меня Беляев.
- Он онемел от восторга, - с улыбкой отвечает Пахомов.
- Дайте, дайте ему рассмотреть хорошенько! - требует Бонч-Бруевич. - Все-таки, можно сказать, из-за него портрет куплен…
…Коля, студент железнодорожного техникума, рассказал мне конец моей многолетней истории:
- Ломали сарай дровяной у нас во дворе. Выбросили ломаный шкаф и портрет. Иду по двору, вижу: детишки маленькие веревку к портрету прилаживают, мокрого кота возить собираются. Я говорю: "Не стыдно вам, ребята, с портретом баловаться! Что вы, из себя несознательных хотите изображать?" Снес я портрет домой, брат починил, где порвано, подреставрировал своими силами, протер маслом и повесил. А потом мама говорит: "Это какой-то хороший портрет. Снесу-ка я его в музей, предложу"….
И.Л. Андроников «ПОРТРЕТ»