Конфликт поколений в эпоху интернета
23 марта 2019 года на площадке ЦДР (Поварская, 20) лаборатория «Акустической читки» представила эскиз спектакля по пьесе современного драматурга Андрея Иванова «Это всё она». Это дебют режиссера Филиппа Виноградова в союзе с композитором Анной Поспеловой.
Интрига начинается еще до начала действия, когда зрителей приглашают прямо на сцену, где стулья расположены спиной друг другу. Благодаря оригинальному режиссерскому решению, зритель оказывается непосредственным участником, частью пространства отношений героев, мамы и сына. Часть зрительного зала, обращенная к маме, находится как бы на ее территории, невольно включаясь и сопереживая ей, а другая часть, обращенная лицом к сыну, погружается в его мир, совершенно другой по настроению, содержанию, ритму, языку.
С уходом из жизни мужа и отца разрушилось само здание семьи с его связями, теплыми стенами и надежной крышей. Нет теплой атмосферы, ощущения защищенности, целостности и того благополучия, которое мы начинаем замечать только после его исчезновения. Горе всегда застает нас врасплох и, в то же время, заставляет мобилизоваться, собрать все душевные силы, чтобы справиться самому и помочь тому, кто рядом пережить этот трудный период. Сын особенно нуждается в поддержке мамы, которая сама не справляется с потерей самого близкого человека. Предпринимая все новые попытки наладить отношения с сыном, мама каждый раз сталкивается с его подростковой реакцией, которая ее ранит, и вместо того, чтобы проявить мудрость и терпение, сама по-детски срывается на обиды и гнев. Герои пьесы подобны осколкам после взрыва, которые разлетаются в разные стороны.
Жесткий диссонанс отношений усиливается звучанием дуэта виолончели и гитары, которые отдалены друг от друга на максимальное расстояние. Возникает ощущение, что на них действует центробежная сила взаимного отторжения героев. Диалог инструментов становится все более режущим слух, проявляя нарастающее напряжение.
Героиня хочет, чтобы все было как раньше, но это невозможно. Она не понимает и не знает своего сына и это пугает ее. И она решается, как ей кажется, на безобидный поступок - регистрируется в социальной сети под именем вымышленной девочки по имени Тофи и начинает переписываться со своим сыном, который называет себя Тауэрским Вороном. И вот мама «ныряет» в океан виртуальной реальности. Перед зрителями появляются два нелепых персонажа аниме в костюмах из картонных коробок, символизирующих «картонность» общения в интернете. Надев маски вымышленных персонажей, наши герои чувствуют себя свободно и безопасно, благодаря чему Тауэрский Ворон очень быстро сближается со своей новой знакомой. Наши персонажи отправляются в полет, их образы парят в виртуальном пространстве как в невесомости, сбросив с себя все тяготы реального мира, легко и непринужденно перемещаясь по стенам, по потолку, вызывая мнимое ощущение гармонии, свободы и счастья.
Что же произойдет дальше? К каким последствиям приведет эта попытка матери с помощью обмана проникнуть в мир своего сына? Внутри каждого человека есть черта, подойдя к которой он делает выбор, что можно, а чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах. Мама переходит эту черту. Какова будет расплата, даже если цель очень благовидная - улучшить отношения с сыном? Спектакль приглашает нас к размышлению над этими вопросами.
Хочется пожелать творческому коллективу успеха в дальнейшей работе над спектаклем!
Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый