Делюсь небольшой радостью
На сайте Литсеть недавно проходил анонимный конкурс критиков «Спектр».
Организаторы прислали особое приглашение всем судьям Межпортального конкурса, в том числе и мне, с пожеланием видеть нас на конкурсе «Спектр» в качестве участников. Многие согласились, набралось 23 рецензента.
Наши отзывы были анонимными для голосующих и автора стихотворения, их обозначали цветами: «желтый», «изумрудный» и проч. Я выбрала «серый».
По итогам конкурса я заняла второе место, уступив один балл своей коллеге — редактору Литсети Анне Хайль.
Но настоящую радость мне принесло не призовое место, а реакция автора стихотворения (им оказалась Светлана Пешкова) на мою рецензию. Светлана ввела специальную авторскую номинацию — «за глубину критического взгляда», и я оказалась в ней победителем, за что мне были переведены 1000 баллов Литсети в качестве поощрения (для сравнения — анонс на Главной странице стоит там 100 баллов).
И, опять же, дело не в баллах, у меня и так их — воз и тележка, а в том, что авторский замысел был считан верно, я выстрелила в «кругляшок» — по мнению автора.
===
Вариантов критики много. Можно было начать разбирать технику, дескать, вот здесь использован такой-то выразительный приём, а вот эта фигура речи так-то называется. Рассказать про ритмичесмкий рисунок, схему рифмовки. Проанализировать лексический строй, стилистику, композицию и прочая, прочая… Но я решила: «Мы пойдём другим путём»: разбор-констатация мне скучен. Знающие люди и сами всё видят, не знающие — читать поленятся.
Я решила сделать разбор-интерпретацию. То есть, поделиться своим пониманием стихотворения, выловить все скрытые смыслы-подсмыслы, поговорить о том, что же автор хотел заложить в этот текст.
Мне кажется, я озвучила совершенно очевидные вещи, но, судя по другим рецензиям, очевидными они были для немногих.
Хотите себя проверить? Вот текст:
***
Лето будет ярким и коротким,
Словно долгожданный выходной.
Солнце, прокатив меня на лодке,
Скинет на сентябрьское дно —
В логово дождей, в паучьи сети,
В гущу корневищ трухлявых пней,
Пряную жару остудит ветер,
Дуя с каждым выдохом сильней…
Думать мне об этом слишком рано.
Прочь прогнав ненужную печаль,
Лодка показалась из тумана
И в моём окне нашла причал.
В этом месте можно думать.
Подумали?
Тогда поехали дальше.
Моя рецензия:
Оценка "Техника": 4 Оценка "Содержание/Эмоциональный резонанс": 4
На первый взгляд, перед нами пейзажная лирика. Стихотворение о предстоящей смене сезонов. О том, что на смену солнечному лету неизменно приходит стылая осень. Но только ли о природном явлении пишет автор? Уверена — не всё так просто. Автор (или ЛГ) говорит о себе, о своих сомнениях, переживаниях:
Солнце, прокатив меня на лодке,
Скинет на сентябрьское дно
Заметьте, в осень будет «скинут» не мир, не сад, не лес, а… сам лиргерой! Получается, «осень» здесь не просто время года: слово употреблено скорее в переносном смысле, это состояние души человека.
Эта мысль подтверждается и другой строкой:
Думать мне об этом слишком рано
Но в финале ЛГ решительно берёт себя в руки, отгоняет тоску и весело смотрит на солнце, «причалившее» к окошку его дома и разливающее свет…
Стихотворение удачно «закольцовано» на один и тот же образ — «лодка солнца». Сначала она предательски сбрасывает героя в пучину депрессивных настроений, потом лента времени отматывается назад (вернее, возвращается из будущего в настоящее), и лодка только ещё «причаливает» к берегу Лиргероя.
Стихи не только о том, что у людей случаются внезапные смены настроения (это было бы слишком мелко), но и о необходимости жить настоящим. Да, жизненная дорога не всегда идёт по освещенной улице, иногда она сворачивает в непроглядную тьму. Но разве нужно горевать об этом заранее? Мы обворовываем своё настоящее, думая о дурном будущем.
Мой дедушка, прошедший войну, любил повторять фразу: «Раньше смерти не умирай!» Наш лиргерой следует этому завету. Он, видимо, помнит, что пессимизм — настроение, а оптимизм —воля.
По технике особых замечаний нет, пятистопный хорей выдержан чётко.
Порадовала богатая рифма «печаль — причал» (созвучие распространяется на всё слово), из образов самый выразительный — вот этот (он был уже процитирован выше):
Солнце, прокатив меня на лодке,
Скинет на сентябрьское дно
Доработать следовало бы разве что вот эту строку:
Прочь прогнав ненужную печаль
В целом — хорошее впечатление: стихотворение простое, но с «изюминкой». Красивая лирика в умелой подаче. Текст читается легко и с удовольствием.
Автор — возможно, интуитивно — умело воспользовался приёмом интериоризации (переход от описания внешнего мира к психологическому состоянию лиргероя), а это не всем удаётся.
Что я посоветовала бы автору? Задуматься, так ли нужны ему заглавные буквы в начале каждой строки? Эта традиция Золотого века давно перестала быть актуальной. Сейчас предложения записывают в их естественном виде, и это — особенно в сложных стихах — облегчает прочтение.
С уважением, @migita.
Мои рецензии:
Мои статьи: