Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
recenzent
6 лет назад

[Опера] Иван Капелюшный о постановке Макбет Мариинского театра (235 сезон)


Оригинальное фото

Так почему же мне так жаль Макбета?

Мариинка, Верди, Дэвид Маквикар, Таня Маккалин, Дэвид Каннигхэм. Сулимский, Сержан, Петренко, Илюшников…

Люди, сходите в Мариинку, оно того стоит! Очень, если можно так выразиться, «породистая» режиссура: оперу ведь нельзя превратить в беготню с прыжками и акробатическими кульбитами, опера по определению статична. Но здесь эта статичность настолько проста и сдержана, настолько хорошо решена в цвете и в свете, что воспринимается как некая нарочитая лаконичность. Очень и очень при этом благородная.

И стоп-кадры – я не великий знаток живописи, но пару раз это было что-то из великих старых голландцев, думаю, что специалисты поймают гораздо больше.

Красивые, сильные и насыщенные голоса. Им вроде бы даже и жалко, что всего два с половиной часа можно петь, им волю дай, они бы до утра в этой музыке купались бы. Разреши им – смяли бы зал мощью своих голосов.

Удивительно деликатный Верди у оркестра Синькевича. Воспринимается как музыка к кинофильму, как звуковое сопровождение спектакля. Самые стильные и яркие моменты все равно органично связаны с действием.

И это здесь главное – действие едино. Нет оркестра, исступлённо наяривающего что-то свое, нет в меру упитанных див и маэстро, самовлюбленно выставляющих напоказ свое несравненное мастерство, нет многомиллионных костюмов, потрясающих пышной и красочной несуразностью. Нет голых задниц, обязательных к присутствию в современном прочтении классики…

Есть Шекспир, есть великая трагедия. Есть повод чувствовать и сопереживать. Думать и задавать себе вопросы.

И самый важный из них: почему же мне так жаль Макбета? Почему именно он – главный герой пьесы? Почему при его появлении на поклонах зал просто взрывается овацией? Почему даже французы, пришедшие на спектакль в полном национально-традиционном настроении: с их врожденным чувством превосходства над другими нациями и народами, с их вечной недовольной брезгливостью, с их всегдашними: «c'est un cauchemar! Ce n'est pas normal!» - почему именно Макбету они кричат «Браво!»

Решил проверить себя и на следующий вечер посмотрел британского «Макбета» 2015 года (Курзель, Фассбиндер и Котийяр). Знаете, это был своего рода шок. Я ожидал от современного фильма чего угодно: брызжущей во все стороны кровищи, козлиных прыжков по стенам замков, истеричных псевдодраматических завываний, негров в килтах в роли шотландских танов (а как же без политкорректности?), бьющей по ушам музыки. Кстати, спецэффектов – а как же иначе: нож, парящий перед Макбетом, призрак Банко, семь королей, видения леди Макбет, в конце концов! Но…

Я не верю в то, что я сейчас говорю, но – ничего этого я не увидел. То ли дело в том, что это все-таки независимое кино, то ли Шекспир на них так повлиял, но… Все то же самое – простой, спокойный и уверенный рассказ, сдержанно-благородный, удивительно тактичный. И в то же время очень и очень сильный. Чуть похожий на экранизацию театральной постановки, но все равно… Неудивительно, что в прокате он ни разу не окупился.

И вот смотришь уже фильм (а здесь – крупные планы и шикарные паузы, которых ни одна опера тебе не даст), а здесь убийство семьи Макдуфа, которое в опере деликатно выкинули, а здесь классика сошедшего с ума тирана и узурпатора…
А мысль-то все та же. Жалко его.

И в этом, наверное, принципиальное отличие классической мировой литературы от современного совкового мировоззрения, так присущего что нашей, что западной культуре. Классики всегда видели в человеке огромную палитру, симбиоз его достоинств и недостатков. И тогда появлялась Анна Каренина и Сонечка Мармеладова, Дориан Грей и солдат Швейк, барон Мюнгхаузен и генерал Хлудов. Доктор Фауст и незадачливый король Шотландии Макбет…

Он же Мак Бетад мак Финдляйх и черт ногу сломит, кто кого и зачем убил ради его воцарения на престоле. Кстати, любимая тема «Вильяма нашего» - как раз предшественник Макбета поменял порядок престолонаследования, ввел «право первородства». Как помните, Гамлет тоже ведь (по одной из версий) сильно недоволен был тем, что вместо него дядюшка трон унаследовал и на вдове своего брата женился. Хотя, в принципе, собственно так в древности и положено было поступать. Но это – в историческом аспекте, а в литературном…

Макбет. Храбрый и дальновидный полководец, он же нерешительный и легко внушаемый невротик. Верный друг не раз сражавшегося с ним плечом к плечу Банко, без всяких сомнений отдающий приказ убить как самого Банко, так и его малолетнего сына. Любящий и любимый мужчина, с поразительным равнодушием встретивший известие о смерти свой избранницы:

СЕЙТОН: Королева умерла.
МАКБЕТ: Не догадалась умереть попозже, Когда б я был свободней, чем сейчас! Мы дни за днями шепчем: «завтра, завтра». Так тихими шагами жизнь ползет К последней недописанной странице. Оказывается, что все «вчера» Нам сзади освещали путь к могиле. Конец, конец, огарок догорел! Жизнь — только тень, она — актер на сцене. Сыграл свой час, побегал, пошумел — И был таков. Жизнь — сказка в пересказе Глупца. Она полна трескучих слов. И ничего не значит.

Человек, рискнувший убить короля, которому давал присягу перед лицом господа (а тогда это значило ой как много), не решающийся отнести окровавленный кинжал в комнату стражников. Могучий воин, которому никто не может причинить вреда, погибший от руки, уж пардон, но что есть, то есть — «жертвы аборта»…
Убийца, предатель, сумасшедший маньяк…

Жалко его, дурака. Задурили ему бабы голову. Сначала ведьмы. Позолоти ручку: «Королем будешь! – А я? – Ты? А ты – предком королей». Потом жена: «Или ты не мужик? Я зачем замуж выходила, чтобы герцогиней гламисской унд ковдорской всю жизнь быть? Смотреть как на твой по праву трон малолетки садятся, а ты им ручки лобызаешь?» Схватился за шанс, за возможность стать великим, раздвинуть, чем черт не шутит, свое мизерное Морейское герцогство сначала до размеров Шотландии, потом до всей Британии, а потом, да господи! 27 лет, Александр Македонский в его возрасте… И - не смог. Не хватило жестокости идти до конца, не хватило железных нервов не обращать внимания на то, чем приходится за этот призрачный шанс платить…

Но увы… В современное мировосприятие палитры не вписываются. Мы вернулись в первобытность и делим мир на плохих и хороших – нам так проще. Проще жить, проще думать. Времени у нас нет на «сложнее», мы вечно куда-то спешим.

А все-таки, лично для меня. Ну пожалуйста, ну сделайте мне одолжение. Сходите на Макбета в Мариинку, насладитесь этим волшебством. И, заодно – вырвитесь на минутку из черно-белой парадигмы, из мира «плохой-хороший». Пожалейте бедолагу Макбета…

С уважением, Иван Капелюшный

DQmPWWJcKSsQbBiPea3b7ZDe8N5x8D6nr51Ppu5SYnDbdde.gif

У нас открылся русскоязычный чат: https://t.me/owl_chat,
а также свой канал в телеграм: https://t.me/owl_recenzent.

Вступайте!

Подписывайтесь на наших Сов! На Голосе, на Steem, на Литсовете и везде!

8
85.388 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (6)
Сортировать по:
Сначала старые