Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
recenzent
7 лет назад

Представляем редактора и автора журнала @recenzent Елену Кабардину aka Макошь


“I have a dream” (M.L.King)

Уж не знаю, полнолуние ли сегодня или что, но не сплю, думу думаю. И даже кое-что надумала. По поводу конкурсов, судейства и участия.

Конкурсы сами по себе ничего не значат. Но:

  1. Победа в конкурсе, даже самом захудалом, может дать некоторым авторам стимул для дальнейшего творчества.
  2. Конкурс побуждает знакомиться с произведениями со-перников и сравнивать, а значит – думать.
  3. Конкурс иногда помогает избавиться от лишнего адреналина.
  4. Если в составе судейской команды грамотные, хорошо пишущие, внимательные, думающие и сопереживающие люди, конкурс даёт шанс получить анализ своего произведения, что, при грамотном отношении, даёт возможность росту мастерства.
  5. Игровой момент любого конкурса делает его не самым плохим развлечением в жизни.
  6. Конкурс даёт возможность мозгам не «заболачиваться», быть «в тонусе».
  7. Проведение конкурса помогает созданию команды единомышленников, говорящих с тобой на одном языке.

Ну, не интересно мне быть просто организатором или судьёй конкурса! Не хочется сидеть с казённо-административным видом и изображать солидность. Всегда интереснее хоть чему-то научиться, всегда интереснее узнать мнение грамотного человека по поводу того или иного стиха, особенно если этот человек не знает, чей стих он оценивает. А то ведь один скажет: «О! Это Ленкино? Знаю, чудесная женщина, добрейшей души человек! Как мы с ней на её кухоньке спивали-выпивали!» И поставит «10» по дружбе и «собутыльничеству». А другой подумает: «Э-э-э… Это Кабардина-то которая? Ну, мерзкая баба, ехидина, вредина, стервозина и зараза ещё та!» и влепит «3», а потом ещё вспомнит: «А как она давеча моё нежно-любимое ниже плинтуса опустила…» и переправит «3» на «1».

А ещё одна причина, по которой я занялась конкурсами, состоит в том, что (“I have a dream”) хочется диалога на интересную мне тему. Не хватает рабочей атмосферы ЛитО. Не хватает обсуждений, литературного духа, в котором проходят обычно такие обсуждения. Видимо, это ностальгия по студенческим сборищам ЛитО филфака МГПИ им.Ленина) Всё, знаете ли, катаю по нёбу это «Скучаю по языку.ру» замечательной поэтессы Моревны. Всё кажется, что где-то что-то упускаю. И, вроде, всё гладко, а тут вот – что-то не то, здесь – чего-то не хватает, там – как-то «не кошерно» и сям – не дотянуто. И, вроде, всё есть, а – что-то ещё должно быть! Джокер! Который четыре даже-шестёрки превращает в «покер» и спасает любую комбинацию. Можно, конечно, списать все искания на гормональные сдвиги, но не стоит).

Т.е. конкурс – возможность поговорить о языке.ру. И оценки здесь даже как-то не совсем важны. Само произведение от оценок никак не зависит. Оно – уже есть, оно родилось и уже существует в виде интеллектуальной собственности автора. Но от критики порой зависит судьба этого произведения. А часто от неё зависит и отношение к нему. В конце концов, классиков «назначают» критики. Это они первые решают, пустить это произведение «по рукам и мыслям», дать возможность ему «увидеть свет» и свету – увидеть его или нет. Но классики – не только те, кто попали в учебники литературы. Мало ли классиков осталось «за бортом»? И не только классики, к сожалению, попадают в эти учебники. Классика – это прежде всего образец мастерского использования художественных и выразительных средств языка и глубина мысли автора (IMHO)

Поэтому я и хочу от судей (“I have a dream”), согласившихся судить литературные конкурсы, не только грамотного анализа стилистических и др. языковых ошибок. Хотя такой анализ необходим (тем, конечно, кто его хочет). Критики существуют не только для того, чтобы определить, что хорошо, а что плохо, они существуют ещё и для того, чтобы развивать вкус тех, для кого они, собственно и работают, т.е. читателя, слушателя или зрителя. Чтобы подвести (“You can lead the horse to the river”) – нет, не лошадей, конечно, а читателей (в данном случае) – к этой самой Волге языка.ру, и, может быть, даже если многие и не захотят пить (“but you can’t make it drink”), но кто-то, увидев эту синюю глубину, возможно, захочет попробовать её губами… (Ну, всё, «Остапа понесло…») Без знающих людей с хорошим вкусом и развитой чувствительностью многие так и сидели бы «пОпсой в пОпсе» и ничего не знали бы о завораживающей тонкости Рахманинова, потому что попса вокруг да около, да ещё и слушается легко и от деловых игрищ не отвлекает, а чтобы Рахманинова слышать, нужно не только кое-какие телодвижения совершить (например, купить диск или пойти в концертный зал), душой и мозгами поработать, но ещё и узнать от кого-то, что был, дескать, такой.

В общем – хочу Джокера!

Вот, собственно, что мне и хочется от судей настоящих и будущих конкурсов: пожалуйста, не только критикуйте, но и «ищите джокера». Даже если только 1 строка жемчужиной, уже есть повод «вырастить» остальное. Спросите, для чего? Для создания той самой нормальной рабочей атмосферы литературного объединения, в которой всегда рождается что-то новое и интересное.

Теперь по поводу судей и конкурсантов (можно подумать, что до этого было о чём-то другом). (“I have a dream”) Любой автор имеет право защищать своё произведение всеми доступными ему благородными (лексическими и иными) средствами. (Повторяюсь… «Тревожно мысль моя то путалась, то рвалась…») В конце концов, в этих дискуссиях и заключается вся прелесть конкурсов! Конечно, если это дискуссия о языке, а не поток взаимных обвинений с использованием личностных характеристик.

Англичане говорят, что только в разговоре о погоде нельзя обидеть собеседника: не представляется повода. Думаю, что и беседуя о языке (если это беседа о языке), обидеть нельзя. Текст – только текст, он уже отделился от автора и существует самостоятельно. И сам автор вполне в состоянии посмотреть на этот текст дистанцированно. И пусть критика жёсткая, пусть ироничная или гневная, это критика всего лишь текста, а не характеристика личности автора. А биение себя в грудь, ломание копьев, стульев, демагогические пространные (и манипулятивные!) разглагольствования, а тем более признания в трепетной любви к собственному творению, считаю дурным тоном и пошлостью. Именно это дурной тон, а не обсуждение правомерного или неправомерного использования языковых средств. А то очень уж это всё напоминает одну чеховскую героиню. Не хватает только рыданий со словами «Ах, простите, это личное…» Никакой текст, даже самый гениальный, даже свой-собственный, не может быть дороже хороших человеческих отношений!

Возможно, в чьих-то других конкурсах мнение судьи считается неприкосновенным и не обсуждаемым. Я в эту канцелярщину играть не хочу. Не в этом цель. Надеюсь (“I have a dream”), что в нашей команде не будет судей и конкурсантов, не готовых признать свои ошибки в результате, пусть даже эмоционально-горячей, но интеллигентной беседы о языке.ру. Обсуждение должно быть нормальным рабочим моментом. Можно спорить до хрипа и оставаться при этом в приятельских отношениях.

Теперь по поводу «нравица-ненравица». Бывает, «10» поставишь одному, а на душу ложится другое (конфликт «редакторского» и «личного»). «Нравится – и всё тут» не самый хороший критерий. Бродскому я поставлю «9», а Есенину «7», но петь я буду Есенина, а не Бродского, хотя умом и «знаниями» понимаю, что Бродский выше и глубже. Бывает, умом какая-нибудь дама понимает, что вот этот – всем хорош: красивый, благородный, божественно сложенный атташе без в\п, а любит она – толстого безобразного пьющего бабника. Ну, значит, есть в нём что-то… Джокер какой-то… Вот и в тексте должен быть какой-то «джокер» Так что – «ищите сочетанья слов». В общем – давайте искать «джокера», но не забывать по достоинству оценивать «атташе». Уж не знаю, действительно ли моя мысль путается и рвётся, и мне ничего не удалось сказать по существу, но (“I have a dream”) надеюсь на правильное понимание.


Тоскую по языку -
по глади его мелодии;
рыбёшкою на безводии -
по лыку, что так - в строку
(... как жемчуг
литой
перламутровый
скатный
молочная россыпь
по шарику слова
принять, как облатку,
поцокать о дёсны...)
Тоскую по языку -
шальному, хмельному, яркому,
лубку, скоморошьей ярмарке,
в цветах - по кайме - платку
( ... ах, ладо
черёмухи в мареве ночи
русалочьи чары
камыш лукоморья
прозрачные очи
свеча да гитара...)
Тоскую по языку -
хрусталь-колокольно-bellному;
кандальному, колыбельному,
тоскую по языку
(... по лепету лета, по гомону чаек
у моря - Морская
по смеху.
да снегом
застыли печали
не отпускают.)


 (Моревна


Оригинальный пост


С уважением,

Елена Кабардина aka Макошь(@elena.kabardina):


Страница на Голосе

Страница на Литсовете
Страница на Поэзии.ру

Страница на Стихи.ру
Страница на Рифме.ру

Канал на YouTube
Страница на Литконкурс.com
Страница на Народ.Ру 

0
185.806 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (14)
Сортировать по:
Сначала старые