Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
recenzent
6 лет назад

Разговор Знайки с Незнайкой, или О гиперболе и литоте простым языком

Однажды к Знайке подбежал возбужденный Незнайка и, едва переводя дыхание, затараторил:

— Скажи, почему вы все считаете меня врунишкой, почему смеетесь надо мной, когда я что-то рассказываю?

— Потому что ты всегда всё преувеличиваешь. Вспомни, как однажды тебе по затылку ударил летящий майский жук, а ты сказал, будто это кусок солнца свалился?

— А разве преувеличивать — это так плохо? Я вот только что в книжке прочитал про гиперболу — это как раз преувеличение и есть. Оно встречается у самых-пресамых хороших писателей. Почему им никто не говорит, что они обманщики?

Знайка посмотрел на взволнованного товарища и понял: просто так от него отделаться не удастся…

— Ну, давай побеседуем, Незнайка, — сказал он, поправляя очки, — и о гиперболе, и о том, всегда ли она уместна. Для начала — о самом понятии.

Гипербола — это художественный прием, суть которого — преувеличение свойств и качеств предметов или явлений. Она применяется, чтобы обратить на эти явления особое внимание читателя, создать выразительный образ, усилить эмоциональное воздействие.

Вот тебе примеры гипербол из обыденной речи. (Незнайка слушал, загибая пальцы):

— стопудовый вес

— горы сворочу

— тысячу раз говорила

— ждал целую вечность

— еды на полгода хватит

и др.

Это общеязыковые гиперболы, они давно стали привычными и лишились первоначальной новизны, их уже нельзя считать выразительным приемом.

— Ну-у... А что же можно?

— Индивидуально-авторские гиперболы. Неожиданные, свежие, способные удивлять. Вот эти, к примеру:

Покойница с ума сходила восемь раз

(Грибоедов)

Зады, крепкие, как умывальники

(Маяковский)

Плясал…, под потолок кидая ноги

(Белый)

Рот величиной в арку Главного штаба

(Гоголь)

— Незнайка, почему ты смеешься?

— Ой, как представил… Эти люди такие… несуразные!

— Вот! Именно на такую реакцию авторы и рассчитывали! Гипербола зачастую работает на создание комического эффекта и помогает высмеять какое-либо уродливое явление. Или человека, вызывающего иронию.

— А серьёзное впечатление гипербола может производить?

— Да, конечно. Она способна усиливать экспрессию. Смотри:

Моя усталость выше гор

(Сологуб)

В сто сорок солнц закат пылал

(Маяковский)

Мне двести лет. Моя душа истлела

(Ахмадуллина)

Танцуете так, что дрожит звезда

(Асадов)

Её любил, как сорок тысяч братьев любить не могут

(Цветаева)

А вот тебе более развёрнутая гипербола:

Гвозди б делать из этих людей,
Крепче б не было в мире гвоздей!

(Тихонов)

А это — целая строфа на основе гиперболы:

Приди сюда хоть русский царь,
Мы от бокалов не привстанем.
Хоть громом бог в наш стол ударь,
Мы пировать не перестанем.

(Языков)

— Ух, ты, надо же! Какой хороший прием выдумали писатели!

— Да он уж давно существует. Давай вспомним русские былины про Илью Муромца и Соловья разбойника, свист которого обладал такой сокрушительной мощью, что «все травушки-муравы уплеталися, да лазоревы цветочки осыпалися, темны лесушки к земле все приклонялися, а что было людей – все мертвы лежат».

— Зачем автор так преувеличил разбойничью силу, как ты думаешь, Незнайка?

— Может быть, чтобы показать, каким сильным должен быть человек, который его сумеет победить?

— Ну конечно! Что за богатырь был бы Илья, если б он одолевал только слабых противников? Илья — собирательный образ, символ народного защитника, и его изображать нужно так, чтобы все почувствовали, какая это внушительная фигура! Вот тебе ещё пример из былины. Однажды Илья Муромец с татарами дрался. Это описывается так:

Вырвал из земли зелёный дуб с каменьями да с кореньями, ухватил за вершину да на татар бросился. Стал он дубом помахивать, стал конём врагов потаптывать. Где махнёт — там станет улица, отмахнётся — переулочек.

— А вспомни, Незнайка, народную сказку про Царевну-лягушку. Как она танцевала?
Махнула левым рукавом — вдруг сделалось озеро, махнула правым рукавом — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и гости диву дались.

Иногда на приёме гиперболы строится целый сюжет. Вспомни книгу про Гулливера.

— Знайка, а когда на сцене театра умирающий лебедь ещё полчаса танцует — это тоже гипербола? Или когда герой, заколотый мечом, распевает любовные арии?

Знайка улыбнулся:

— Пожалуй, можно и так сказать. Но лучше назвать это художественной условностью. Если сюжет будет развиваться в реальном времени, зритель умрет со скуки («умрёт со скуки», кстати, тоже гипербола). Это будет уже не искусство…

— Знайка, я понял про гиперболу! Не понял только, почему меня-то врунишкой называют?

— Видишь ли… Поэты и прозаики, используя прием гиперболы, не пытаются никого обмануть. Это просто художественный приём, введенный для «красного словца», и все читатели это понимают. Ты же настаиваешь на истинности своих слов. «Я прочитал тысячу толстых книг!», «Я прыгнул выше вон того дерева!», — говоришь ты, и даже поклясться в этом готов! А людям не нравится, когда их дурачат.

— Вот оно что… Знайка, а если начать всё преуменьшать?

— Тогда получится прием, противоположный гиперболе — литота:

море по колено
осиная талия
тише воды, ниже травы
капля в море
мужичок с ноготок
жизнь человека — один миг

Ты тоже, Незнайка, иногда употребляешь в речи литоты. Помнишь, ты сказал, что «солнце не больше тарелки»?

Иногда литоты становятся фразеологизмами: «рукой подать», «денег кот наплакал», «небо показалось с овчинку». Их широко применяют в повседневной речи для придания ей выразительности.

— А литоту можно применять в стихах?

— Сколько угодно! Вот, послушай:

До тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага

(Сурков)

Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более напёрстка!
Я гладил всё его; как шёлковая шёрстка!

(Грибоедов)

А ещё к приёму «литота» относится так называемый **антенантиоз** — стилистическая фигура смягчения выражения. Создается она не путём утверждения какого-то признака предмета, а путём отрицания противоположного признака: **«низкий» — «невысокий», «умен» — «неглуп», «согласен» — «не возражаю», «известный» — «небезызвестный», «опасный» — «небезопасный», «хорошо» — «неплохо», «далёкий» - «неблизкий»**.

— Вот так, Незнайка. Желаю тебе научиться понимать, что и когда можно говорить, где какой приём применять.

— Я постараюсь! — весело пообещал сорванец и помчался делать новые открытия.

С уважением, @migita.

Мои рецензии:

Мои статьи:

7
84.077 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (6)
Сортировать по:
Сначала старые