Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
recenzent
7 лет назад

Рецензия на стихотворение Александра Коковихина "Семейный праздник" от Юлии Мигиты.

Рецензия на стихотворение Александра Коковихина «Семейный праздник»

Прочитав это простое, но далеко не поверхностное стихотворение, я на какое-то время впала в ступор. Наверное, катарсис словила. Как будто кислород мне перекрыли, а потом мощным потоком дали. И заныло-заныло что-то внутри: не иначе, эффект узнавания сработал. Увидела я лиргероя «изнутри», почувствовала его и поняла о нём всё самое главное. От этого понимания сделалось тоскливо, но тоска длилась миг. Её сменило уже продолжительное удовольствие, которое приходит после эмоциональной встряски, не приведшей, однако, ни к чему плохому. И появилось желание сказать автору спасибо. Он сумел. Он донёс. Не расплескал.

Стоп, Мигита! Ты не только читатель, но и критик, а значит, не должна довольствоваться эмоциями. Твоя задача - мозги включать, анализировать, что именно эти эмоции вызвало, каким способом автор достиг нужного эффекта. Давай уже по делу!

Рассказик написан живым разговорным языком (к этому располагают свободные интонации акцентного стиха), без излишних украшательств, без пафоса и надрыва. Как будто в дружеской беседе кто-то близкий приоткрыл ширмочку в свою жизнь, дал увидеть её кусочек.

И всё это благодаря точному подбору лексики. Авторы уровня Саши Коковихина ни одного слова не вводят в текст просто так, для заполнения строки. У них даже мелочи «играют».

Инженеру по технике безопасности
Роману Олеговичу и его жене
в честь серебряной свадьбы желают приятностей
родственники, близкие и не вполне…

Начнем с имени персонажа - Роман (почти Ромео). Что-то возвышенное, эмоциональное, пылкое ассоциируется с ним.

Отчество – Олегович – попроще. Тут без отчетливых ассоциаций, имя как имя, за ним видится что-то житейское, бытовое, обыденное. А полный вариант – Роман Олегович - содержит некое противоречие, даёт ощущение несочетаемости.

Не в такой мере, как Ассоль Пахомовна или Ричард Федотович, но гротеск сейчас и нее нужен. Достаточно лёгкого намёка: вроде бы и есть в герое что-то романтическое, а вроде бы и нет…

Профессия ЛГ тоже «говорящая» – инженер по технике безопасности. Он знает, как избежать проблем, возникающих по неосторожности, из-за нарушения правил. Зачем нам эта информация? Не указывает ли автор на то, что и в жизни наш герой перестраховщик? Не знаю, посмотрим…

Роман Олегович отпивает водочки
по чуть-чуть, чтоб не кончиться раньше, чем юбилей.
Квартира, машина, жена, две дочери,
простатит – у него всё как надо, как у людей.

Ну что ж, все атрибуты счастья налицо. Но есть ли счастье?
Если человек в пятьдесят лет может «кончиться», выпив несколько полных рюмок, – он явно не блещет здоровьем. И что ж он так быстро поизносился? Может быть, какие-то внутренние разногласия подкосили его?

Если же слово «кончился» употреблено в переносном смысле (ЛГ боится опьянеть и «вырубиться» раньше гостей) – то это подтверждает версию о его характере перестраховщика. «Любить так любить, гулять так гулять» – не его девиз.

Не исключено, что оба варианта верны, пока запомним их.

Он выходит на застеклённую лоджию.
Мимо баночки пепел стряхивает наугад…
Вспоминает, что Анечку свою невозможную
мог догнать и вернуть тридцать лет назад.

Лоджия, на которую выходит Роман Олегович, «застекленная». А почему не открытая? Ведь выход из душной комнаты на сквозняк (или даже на холод), без оглядки на здоровье, хорошо подчеркнул бы внутреннюю растерянность героя! Какой смысл акцентировать наше внимание на незначительном факте – наличии стёкол на лоджии? Не для того ли, чтобы дать ещё один штрих к портрету ЛГ: лоджия, как и профессия, «безопасная», изолированная от морозов и ветров. Это уже третий намёк на повышенную осторожность героя, на его стремление оградить свою жизнь от любых неудобств. Всё у него «правильно», всё по плану, никаких рисков.

Роман Олегович курит и пепел стряхивает «наугад», мимо баночки. Скупая, но точная деталь. Он находится под влиянием чувств (истинных, если учитывать, что «истина в вине», а он только что выпивал), и не видит он сейчас, куда падает пепел: мыслями и душой он не здесь, не на этом празднике, а со своей «невозможной Анечкой», которую потерял ещё в юности. Что-то помешало ему тогда догнать её и вернуть. Может быть, родители были против, а может, союз с ней грозил иными проблемами – мы этого не узнаем. Наверное, герой опять «перестраховался». И до сих пор сомневается, что поступил правильно.

Но вернёмся из «тогда» в сегодня.

Если человек пребывает в печали даже на Серебряной свадьбе, то, очевидно, не веселее ему и в остальные дни. Вот такая получилась жизнь у Романа Олеговича: внешне удачная, а внутренне тоскливая. Стерпелось, но не слюбилось. Вот он, итог четвертьвекового супружества: сквозь удовлетворённый голос разума: «Всё правильно сделал!» прорывается едва слышный душевный стон: «А если всё правильно, то почему совсем не весело?»

Был же шанс не с любящей прожить, а с любимою.
Другую – может, короткую и беспокойную жизнь…
Но вот уже музыку кто-то включил дебильную,
которая бу-бу-бухает на все этажи.

Что музыка «дебильная» – не мы с вами решили, это восприятие Романа Олеговича. Ещё один смысловой акцент: герой отчужден от праздника, ему некомфортно, его всё раздражает. Замечательная находка «бу-бу-бухает» «озвучивает» картинку: мы, читатели, тоже «слышим» этот навязчивый грохот, и он нам не нравится.

Сейчас вернётся к гостям и станцует он,
локтями взмахивая, будто смешной пингвин.
Только супруга заметит, как горько и суетно
Роману Олеговичу, лучшему из мужчин.

А что в конце? Олег Романович уже танцует под это «дебильное» бу-бу-буханье. Не потому, что вдруг развеселился, а потому, что так положено по «технике безопасности»: иначе он может испортить праздник кислой миной. Нужно соответствовать ожиданиям, продолжать играть роль. Ничего уже изменить нельзя, сокрушаться о прошлом – бессмысленно, показывать людям свои чувства – тем более.
И танцует он, располневший и немного неловкий, в парадной белой рубашке и чёрном пиджаке (костюм «пингвина»), и гостям кажется, что юбиляр счастлив. Одна только жена видит больше других, только её женскому чутью доступно понимание некой тайной печали, лежащей на сердце её супруга.

Стихи хороши ещё тем, что дают возможность рассуждать и после их прочтения. Например, о жене ЛГ. Очевидно, она чуткая женщина и понимает мужа, как никто другой. Умеет проносить любовь через годы, через всю жизнь. Трагедия Романа Олеговича – и её трагедия тоже: любить и быть нелюбимой – это тяжкий жребий.

А сейчас - реплика в сторону.
Когда-то где-то я прочитала интересный диалог:

– Бабушка, пожелай мне встретить мужчину, без которого я не смогу жить!

– Внученька, я желаю тебе встретить мужчину, с которым ты сможешь жить!

Большая житейская мудрость есть в этих словах.

Любим мы зачастую не благодаря достоинствам, а вопреки недостаткам партнёра, поэтому и любови такие недолговечные, и семьи такие некрепкие. Что получилось бы у лиргероя с этой Анечкой – никто не знает. Может быть, ничего хорошего. И вспоминал бы он тогда свою теперешнюю жену вот так же, с горечью, и думал: «Дурак был, мозги не включал, вот ведь кто мне был нужен для жизни!»
Но мы никогда не знаем, что было бы, если б.., поэтому в душе всегда остается место для раскаяния в содеянном (или не содеянном), а в мыслях – образ другой, лучшей жизни, которая нам якобы была изначально предназначена.

Хорошая психологическая лирика. Стихи о многом.
С уважением, @migita.

2
72.875 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (24)
Сортировать по:
Сначала старые