Рецензия на рассказ "Побег с того света" @kostaniel от @mgaft1
Рецензия на рассказ @kostaniel "Побег с того света"
Когда я начал публиковать свои рассказы на Стиме, то был удивлен отсутствием каких-либо отзывов. Апвоты были, деньги, так сказать, шли, а вот отзывов не было — гробовое молчание. Со временем, конечно, я разобрался, что 50 процентов апвоутов пришло от ботов, а остальные.... люди просто ленились сформулировать свою мысль. Гораздо проще просто нажать на кнопку. А мне как писателю, ну, пусть даже графоману, интересно было узнать, что люди думают о моих писаниях.
Поэтому я и пишу отзывы. Не то чтобы я был каким-то спецом. Таких и без меня полно в Рецензенте. Просто хочется, чтобы автор знал, как их произведения звучат для читателя, что бросилось в глаза, какие в голову пришли мысли, и какие возникли ассоциации во время и после чтения.
Так что, делюсь впечатлениями…
Первое, что бросилось в глаза — это хорошее воображение автора и продуманность повествования. Автор мужественно проследовал за своими героями через все перипетии сюжета буквально к черту на рога. В сюжетной линии нет очевидных провалов, нестыковок и явных внутренних противоречий.
Одно место, правда, вызвало недоумение. Когда Артём встречает друга в потустороннем мире, друг его отказывается следовать за Артемом назад в жизнь. Это сделано с такой твердой убежденностью, что создалось впечатление, что ему (другу Павлу) не так уж плохо жилось в этом потустороннем мире и он, казалось, торопился в кружок по выпиливанию лобзиком или запуску моделей аэропланов. В то же время сестра Маши захотела вернуться немедленно. Разумеется, сестру Миши упрятали в ад, а Павел был в литерных условиях. Все же его решение не имеет разумного объяснения в рассказе. Вовсе не все жители "обычного" потустороннего мира хотели бы там остаться. Например, старик или собака Эйнштейн. Кстати, о собаке. Почему Эйнштейн, а не, скажем, Аристотель, Диоген, Гаусс, Ницше. Просто так, от балды? Ведь в истории было так много умных людей.
Также непонятна мотивация старухи проводницы из поезда призрака. Она вроде занимает привилегированное положение в потустороннем мире, и рисковала очень многим, так как если бы ее деятельность раскрыли — она отправилась бы прямиком в ад. Более того, она еще заплатила таможеннику из своих сбережений. Во имя чего она так рисковала? Может быть, она была местной матерью Терезой? В рассказе этому объяснений не дано.
Восстание собак в Аду навеяло веселые воспоминания о Шарикове и его качание прав с профессором Преображенским. Вообще, тон повествования — тон этакой скороговорочки-прибаутки несколько контрастирует с довольно трагическими событиями.
Я думаю, что это происходит потому, что персонажи рассказа поданы немного схематично. При чтении рассказа создается впечатление, что автор далеко-далеко от персонажей. Может быть, по этому персонажи не чувствуются как живые люди, а, скорее, как оловянные солдатики из сказки Андерсена.
Допустим, здесь.
... затем заварил себе Крепкий кофе. Он никогда не завтракал, а лишь пил кофе по утрам. Сделав глоток горячего напитка, Артёму стало страшно. "А вдруг сон вещий?" — Подумал он.
Во-вторых, зачем нужно было говорить о том, что Артем по утрам не завтракал? Какое отношение эта информация имеет к дальнейшему развитию действия? А почему тогда не рассказать, что его далекий предок участвовал в Бородинском сражении и даже получил медаль за храбрость от самого Кутузова? Потом, почему Артему стало страшно точно в момент, когда он глотнул кофе? А секунду до этого ему что, было не страшно? Думаю, что из-за всех этих вопросов и подобных им, рассказ и читается как некая журнальная статья. Может быть, этот отрывок нужно переписать несколько по-другому. Например...
...затем заварил себе кофе. Крепкий и терпкий — его запах наполнил комнату. Артем так привык к этому запаху по утрам, что без него его мозг просто не включался. Первый утренний обжигающий его глоток возвращал Артема из царства теней в наш грешный мир. Сегодня же, после первого глотка, Артём осознал всю странность положения, в котором он очутился, и ему стало так страшно, что пришлось стремглав бежать в туалет.
Разумеется, все должно быть написано в вашем собственном стиле. Но состояние вашего ЛГ должно быть описано изнутри. Читатель должен словно на секунду стать Артемом и прочувствовать то, что он чувствует.
В чем же смысл рассказа? Что автор хотел этим рассказом сказать читателю? Признаться, я затрудняюсь ответить на этот вопрос. Вот его последнее предложение.
Они знали, что в аду для них припасены особые места, поэтому решили для себя, что будут жить правильно, и как минимум — до 100 лет. Никто не хотел вновь возвращаться туда.
У меня сложилось впечатление, что автор вообще не знает, зачем он все это написал. Может, он спорит с Божественной Комедией Данте и дает свою собственную оценку прохождению ада, чистилища и рая? Я, разумеется, исключаю простое желание получить вознаграждение в Голосе. С другой стороны, чем черт не шутит?
С уважением, @mgaft1.
Мои рецензии: