Люди и боги долины Катманду. Места силы.
Power places или места силы это обиталища богов, средоточие их энергии.
В буддистской и индуистской традиции долины Катманду, основная коммуникация с богами происходит в их резиденциях: их называют «питхастханами», вольно переведенными на европейские языки, как места силы.
Места силы это окна в сферу неосязаемого и божественного. Они существуют для духовной активизации и восстановления физической энергии.
В индуистской мифологии Великий Гималайский хребет всегда представал как обитель богов. Мудрецы и провидцы Индийского субконтинента представляли снежные пики Гималаев как троны богов, символы их мощи. Удаленность и неприступность горных вершин, их величие и неизменность стали символическими знаками присутствия божественной ауры.
Обрамленная со всех сторон этими величественными горами, расположилась живописная долина Катманду – плодородная и обильно питаемая водой горных рек, с расстилающимися зелеными холмами и умеренным климатом.
Долина Катманду считается местом отдыха и развлечения богов, этакий курорт для божественного пантеона.
В представлении жителей Непала легендарные боги, населяющие долину Катманду и священные пики Гималайских гор совершенно реальны и вечно молоды.
Существовавшая всегда, и сохранившаяся до сих пор близость к первозданной природе, возможно и стала одним из источников творческого доверия и полного принятия царства богов в Непале.
Но что именно не дает угаснуть легендарной молодости богов в долине Катманду?
Причина заключается в удивительной жизнеспособности человеческой культуры непальцев, до наших дней сохраняющей принципы просвещения, интеллектуального и нравственного воспитания, приобщения к религиозным взглядам. Обитатели долины Катманду представляют собой уникальный микс народностей высокогорного Тибета и людей с индийских равнин. Взаимодействие этих групп на протяжении веков, на их некогда скрытой от посторонних родной земле долины Катманду, и дало жизнь существующей и поныне религиозной культуре.
Причудливая сложность религиозной культуры непальцев и место, которое она занимает в их жизни, поражает воображение.
Средневековые традиции анимизма и шаманизма мирно сосуществуют с высокой культурой буддизма и индуизма. Различные религиозные представления не вступают в противоборство – любые из них воспринимаются просто как различные модели взаимоотношений с божественным.
Эти взаимоотношения между богами и людьми в Непале выглядят как вполне себе устойчивый и родственный союз, который наиболее ярко проявляется в течение главных религиозных праздников. Этих празднований в Непале множество, ежегодно их даты тщательно сверяются с лунным календарем и назначаются в астрологически благоприятные периоды.
Во время празднования богов, в виде статуэток или изображений торжественно возят в пышно украшенных колесницах по городским районам в атмосфере пышного поклонения!
Хотя для отшельников и мыслителей, которых в Непале также великое множество, тихая молитва предпочтительнее, для большинства же это возможность прикосновения к могуществу богов и приобретения определенных знаний через приближение к древним традициям.
Подобным же образом совершаются и ежедневные ритуальные поклонения. Они всегда проходят в деятельной атмосфере и сопровождаются звуками мантр, перезвоном колокольчиков, пением труб и ритмичными ударами барабанов.
В священные дни, храмы вибрируют от звучания музыкальных инструментов и пения преданных, экстатические танцы есть часть поклонения.
И до сих пор льется кровь во время жертвоприношений любимым богам.