Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
romapush
7 лет назад

Фильм "Золотой век Парижа: рождение модернизма" в 2-х частях (1 ч. 45 мин.)

Этот документальный фильм не для кинотеатров. Автор, режиссёр и продюсер в одном лице — Перри Миллер Адато. Малобюджетное кино для ценителей.

Париж начала ХХ века был пристанищем для всех, кто хотел творить и учиться, удивлять мир и самовыражаться. Очень быстро сюда перебрался основной костяк тех деятелей искусств, кто стремился произвести революцию в своих сферах и жанрах. Буквально на глазах Париж становится законодателем моды. Тому, кто добился успеха в Париже открывались все двери. 

Марк Шагал: "Солнце искусства светило только в Париже". 
Эрнест Хемингуэй: "Кем бы мы ни были, мы всегда возвращались туда. В любом случае Париж того стоил. И он принимал нас, в обмен на то, что мы туда привозили".

С 1905 по 1930 гг. Париж был столицей международного авангарда деятелей искусств, магнетическим центром нового мира, лабораторией экспериментов. Тут рождался модернизм. Происходило что-то доселе невиданное и непонятное. Вдруг, внезапно все виды искусств и произведения мастеров прошлого, даже недавнего прошлого, стали историей. В воздухе летал дух перемен, ощущения новизны и перелома, казалось вот-вот всё вокруг станет иным и заиграет новыми красками. Искусство прошлого внезапно стало казаться устаревшим. 

Почему Париж? Почему он? Что такого происходило в этом открытом миру городе, что сюда устремился творческий гений отовсюду? Бунтари первого десятилетия двадцатого века перебираются в Париж, каждый со своей малой родины и обживают Монмартр, который тогда ещё был деревней. На улицах росла трава и нередко паслись козы. Виноградники покрывали крутые склоны холмов.

Монмартр располагался на холме, это высоко и чтобы добраться туда, нужно вскарабкаться по лестнице (которая ныне, наряду с базиликой Сакре-Кёр, является одной из самых узнаваемых декораций во французских фильмах). Это был как бы отдельный мир, с крохотными площадями, узкими улочками, общая площадь которого едва ли превышала несколько квадратных километров. Мирок для избранных, где художники, писатели и иже с ними постоянно натыкались друг на друга, а виды открывающиеся на Париж с подножия Монмартра вдохновляли людей творческих профессий. Этот художественный муравейник усиливал процесс творческого обмена, мастера тесно общались между собой, перенимали друг у друга манеру исполнения и смело экспериментировали.

Интересный факт: Полное имя художника Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо 

Кабаре "Мулен-Руж", цирк Медрано и кафе "Проворный кролик" были излюбленными местами встреч кружка Пикассо. 

Кабаре "Мулен-Руж"

Кафе "Проворный кролик"

Этот дерзкий испанец известен как художник, график, скульптор; он одним из первых добился признания и был лидером, моральным авторитетом для остальных. Совместно с Жоржем Браком и Хуаном Грисом он основал кубизм — направление в искусстве, в котором трёхмерное тело в оригинальной манере рисовалось как ряд совмещённых воедино плоскостей. 

Жорж Брак в зрелом возрасте

Пикассо приехал в Париж в 1904 г. с намерением обосноваться и пошёл туда, где по его мнению обитало некое творческое сообщество парижан. Поиски привели его на Монмартр, а именно в Бато-Лавуар — «корабль-прачечную». Это местное общежитие, с виду непримечательное здание бывшей фабрики пианино на площади Равиньян, с 90-х годов XIX века давало приют десяткам молодых художников, поэтов, скульпторов, писателей для мастерских и проживания. Ван Гог бывал здесь, Гоген гостил в этих краях, так что там определённо что-то было. 

Здание располагалось на крутом склоне холма Монмартра и со стороны улицы Гаро было пятиэтажным, в то время как со стороны входа казалось одноэтажным. Зимой там было холодно, ведь не было ни газа, ни электричества, а летом как в жаровне. Ветхий барак со скрипящими полами, комнаты-клетки по обеим сторонам узких коридоров и один туалет, дверь которого не закрывались из-за отсутствия щеколды и постоянно хлопала от сквозняков. Но по плотности человеческого гения на один квадратный метр, это место в то время было лучшим на планете. По воспоминаниям большинства людей, населявших Бато-Лавуар, это были самые счастливые годы в их жизни. Они творили и чувствовали себя художниками, а не какой-то диковинкой.

Творческое общежитие Бато-Лавуар на Монмартре в те годы. Приют художников, в котором создавались шедевры. Если сосчитать совокупную стоимость работ, созданных в этом ветхом бараке в ценах нашего времени, счёт пойдёт на миллиарды долларов

В 1905 г. сформировался "кружок Пикассо", основу которого составили его друзья: поэты Гийом Аполинер и Андрэ Сальмон. Аполинер был разносторонней личностью. Он был всюду вхож как поэт-лауреат, художественный критик и импресарио авангардистов. Он знал всех и представлял свету всё новое и захватывающее в искусстве, а его друзья из кружка художников-поэтов снабжали этим новым с такой скоростью, в таком количестве и с такой силой выразительности, что Париж ахнул.

Второй анклав искусств сформировался в "Улье"— круглом странном здании в большом саду, рядом со скотобойнями Монпарнаса, где жил Марк Шагал. Его соседями по комплексу из примерно 70 коммунальных студий были: Фернан Леже, писавший душераздирающие картины, Амедео Модильяни, Диего Ривера, композиторы, использовавшие в своих произведениях щёлкающие звуки пишущих машинок и шум пропеллеров, многочисленные художники и скульпторы из Российской империи и Восточной Европы — Жак Липшиц, Александр Архипенко, Осип Цадкин...  

Обитатели "Улья"

Творческая богема, как тогда называли обитателей "Улья", нередко шокировала жителей рабочего предместья Парижа своими выходками, смелыми нравами и разгульным образом жизни.

Интересный факт: «Богемная жизнь». Как ни странно, в богеме нет ничего божественного. В вольном переводе богема (франц. Boheme) — это цыганщина. Подразумевается эксцентричный, вызывающий, развесёлый образ жизни, как правило ночной, свойственный для определенной части творческих людей и аристократической молодёжи. Для них характерен стиль тусовочного времяпрепровождения. Так именуют социальную прослойку людей от искусства (артистов, моделей, поэтов, писателей, художников, музыкантов и пр.) и лиц свободных профессий, без прочных моральных устоев, обычно живущих беспечно и одним днём, в условиях случайных и нестабильных доходов. Термин стал популярным благодаря повести Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» (1849). В средневековой Франции так именовали бродячих цыган, бездомных нищих (клошаров) и прочий праздношатающийся сброд, не желающий работать, без средств к существованию. Цыган называли «bohemiens» — буквально «богемцы», выходцы из Богемии, области в нынешней Чехии; т.е., неприкаянная и разгульная жизнь артистов приравнивалась к жизни цыган. 

Комплекс коммунальных мастерских "Улей" на Монпарнасе

В 1910 г. центр модернизма плавно перекочевал с Монмартра на Монпарнас. Бедность для большинства была не в новинку. Некоторые из них уже окончили академии искусств у себя на родине и были зрелыми, состоявшимися мастерами, но ехали в Париж ради атмосферы творческого брожения, в поисках вдохновения. 

Невозможно переоценить значение кафе в жизни парижских художников. Они жили в гостиничных номерах, меблированных комнатах, общежитиях, в непредназначенных для жизни мастерских или крохотных квартирках, без отопления и удобств. Без электричества, при свете керосиновой лампы. В кафе было тепло, туалет, горячий кофе, дешёвое вино и неповторимая атмосфера дружеского общения. Если радушный хозяин не гнал взашей полунищих, но богатых духом творческих авангардистов, то такое место быстро становилось популярным. Тут же они писали и делали наброски к своим работам.

Во Франции начала ХХ века собрания кружков находились под запретом, требовали специального разрешения, что было сопряжено с бюрократическими проволочками и т.д. А к дружеским посиделкам в кафе, когда просто сдвигалось несколько столиков, никаких претензий не было. Именно в парижских кафе произошла творческая революция в искусстве.

Монпарнас идеально подходил в этом смысле. "Montparnasse" (гора Парнас) — это парижский район на юге (ныне 43-й округ), на левом берегу Сены. Как и остальные кварталы на окраине, он был тогда беден, но густо населён. 

Постепенно перебравшись с Монмартра (правого берега) центр жизни творческой богемы Парижа сплотился вокруг перекрёстка Вавен. Здесь выгодно располагалось сразу четыре больших кафе: Le Dome, La Rotonde, Le Select и La Coupole. Уникальной чертой Парижа было то, что за небольшую плату можно было зарезервировать стол на всю ночь. Эти кафе существуют и поныне, но теперь тут собирается совсем другая публика: обеспеченные буржуа и богатые иностранцы, а на стенах висят картины, обладание которыми является несбыточной мечтой величайших музеев современности. Тогда же их нередко принимали в качестве платы за обед или дружескую пирушку. Иногда молодые таланты так и засыпали за столом, официантам не позволялось их будить. Споры и жаркие дискуссии, нередко заканчивались драками, но полиция смотрела на это сквозь пальцы. Париж был свободным, открытым городом и они его захватили...

Сильнейшее впечатление на разные течения модернистов оказали выставки работ Гогена, Сезанна и Ван Гога, показанные в Париже в ретроспективе в период с 1903 по 1907 гг. Надо учитывать специфику того времени. Без телевидения, СМИ и прочих прелестей цивилизации работы эти до того практически никто не видел. Потрясённые молодые художники учились по ним, проводили долгие часы и дни разглядывая каждый штрих, вникая в игру света и построение композиции.

Фовизм — это стиль конца XIX века в ярких, несмешанных красках и кричащих цветах, объединяющий в себе сразу несколько направлений импрессионизма. В 1905 г. в осенний салон пришёл умеренный и консервативный художественный критик, в каком-то смысле типичный французский обыватель того времени. Увидев в одном зале ярчайшие, кричащие работы Матисса, Дерена и Вламинка, он ужаснулся и назвал художников "фовами", т.е. дикими животными. 

1905 г. в истории искусств считается переломным моментом и назван "крещение огнём". Полотно Анри Матисса "Женщина в шляпе" на художественной выставке стало той каплей, которая переполнила чашу. Оно явилось объектом всеобщего негодования и публичного вандализма. Публика пришла в ярость, взбешённые люди пытались соскоблить краску и уничтожить варварскую, по их мнению, мазню. Осмеянную, оплёванную и раскритикованную картину тогда чудом удалось сохранить. 

Анри Матисс "Женщина в шляпе"

Цвета, краски, разлом объёмности, нетрадиционные формы подачи — всё это обескураживало. В 1906 г. два художника-авангардиста (оба называют своим учителем Сезанна) приняли на себя вызов Парижа: Матисс представил свою "Голубую обнажённую", а Пикассо пишет и выставляет "Авиньонских девиц". 

В тот же год в судьбе Пикассо произошло знаменательное событие — он встретил ключевую фигуру в развитии современного искусства, галериста и торговца картинами Даниеля Анри Канвейлера, который  прожил до 95 лет и был последним живым свидетелем того периода. Так он обрёл поддержку, защиту и друга на всю жизнь.

В 1906 г. в Париже появляется самый эффективный «менеджер проектов» в искусстве того времени — Сергей Дягилев — и сходу организовывает выставку «Два века русской живописи и скульптуры», где в полной мере проявляет дар переговорщика и посредника, умеющего убеждать и очаровывать самых высокопоставленных лиц. В Париже он нашел покровителей выставки в лице русского посла Александра Нелидова и графини Элизабет де Греффюль, которая ввела Дягилева в высшее парижское общество, и впоследствии активно помогала в организации "русских сезонов". 

Сергей Дягилев перевернул театральную жизнь французской столицы русским балетом. Все современные деятели искусств встречались в русском балете. Примечание: русский балет никогда не выступал в России.

Именно Париж со своей утончённой аудиторией и состоятельными поклонниками мог по достоинству оценить всю широту натуры и смелость замыслов Дягилева. Его учитель, Николай Римский-Корсаков как-то вскользь заметил, что музыка Дягилева нелепа и больше никогда обидчивый гений публично не выступал с собственными произведениями, но способность раскрыть чужой талант была у Дягилева в крови. Партитуры Стравинского к балетам "Жар-птица" и "Петрушка" раз и навсегда влюбили в себя Париж.

Клод Дебюсси написал "Полуденный отдых фавна", который в хореографии Вацлава Нижинского стал шедевром. 

Клод Дебюсси "Лунный свет":

[Канал на youtube - Елена Самохина]

Знаменитое требование Дягилева "Порази меня!" известно не менее, чем Станиславское "Не верю!". 

Фото: 1 2 3 4 5 6 

147
8.823 GOLOS
На Golos с February 2017
Комментарии (5)
Сортировать по:
Сначала старые