Картина Хиросиге Андо - Лунный свет, Нагакубо
Знаменитый художник Андо Хиросигэ родился в 1797 году в Эдо — древней столице Японии. Его отцом был самурай Андо Гэнэмон, занимавший должность бригадира городских пожарных. Первое имя, полученное Хиросигэ в детстве, было Токутаро. Согласно старинному японскому обычаю (чтобы уберечь ребенка от дурных предсказаний) его имя менялось несколько раз по мере взросления. После десяти лет Токутаро переименовали в Токубэя, в четырнадцать — в Дзюэмона, после пятнадцати — в Дзюбэя.
Учить иероглифической письменности Токутаро начали, как было принято, довольно рано, благодаря чему уже c юности он начал разбираться в свойствах бумаги, кистей и туши. Первые уроки живописи Хиросигэ получил от одного из сослуживцев отца, а свою первую картину «Гора Фудзи в снегу» написал в десять лет. Родители гордились успехами сына, однако увидеть расцвет его таланта им не довелось: и отец, и мать художника ушли из жизни в один год, и в тринадцать лет Хиросигэ стал сиротой.
В соответствии с существовавшими порядками, Хиросигэ унаследовал от отца должность бригадира пожарных, но это занятие противоречило его интересам. В пятнадцать лет он поступил учеником к Тоёхиро Утагаве, одному из крупнейших японских мастеров гравюры «укиё-э», который, главным образом, работал в жанре «бидзинга», специализируясь на изображениях красавиц. Как правило, процесс обучения длился четыре-пять лет. Обязанности ученика строго оговаривались. Помимо помощи мастеру в работе, ученик должен был выполнять и поручения по хозяйству. Этот период Хиросигэ миновал за один год, по окончании которого получил диплом мастера гравюры. Но в доме своего учителя Хиросигэ оставался еще несколько лет. Позднее становление характерно для большинства известных японских художников того времени. Прежде чем приступить к самостоятельному творчеству, они долгие годы изучали законы классической живописи, по многу раз копировали работы своего учителя, постигали разнообразные методы работы кистью. Овладение всеми жанрами «укиё-э» было непременным условием начала самостоятельного творчества. Как правило, известные японские мастера приходили к вершинам искусства довольно поздно, а некоторые — даже в преклонном возрасте (так, Хокусай создал свои лучшие картины в шестьдесят лет). Стилистика Хиросигэ сформировалась к тридцати пяти годам.
Первая самостоятельная пейзажная серия Хиросигэ относится к 1825 году и носит название «Восемь видов Оми». Обращение молодого мастера к пейзажной гравюре произошло не без влияния пейзажных серий Хокусая, появившихся в книжных магазинах Эдо двумя годами ранее. В 1827 году Хиросигэ вновь обратился к пейзажу, на сей раз, избрав в качестве объекта свой родной город Эдо. Так родилась серия «Десять видов Восточной столицы» (Эдо расположен к востоку от Киото, где находилась резиденция императора). Уже первые выпущенные серии пользовались определенной популярностью, но настоящая слава пришла к Хиросигэ после выхода в свет серии «Пятьдесят три станции дороги Токайдо».
Военное правительство, располагавшееся в Эдо, имело обычай каждый год посылать в Киото в подарок императору белого коня.Этот символический дар сопровождало множество самураев. Процессия медленно двигалась из Эдо в Киото по восточно-приморской дороге — Токайдо. В 1832 году Хиросигэ принял участие в этом шествии, делая пометки в дорожном дневнике на каждой станции. В конце 1833 года он выпустил серию «Пятьдесят три станции дороги Токайдо». Первые двести ее экземпляров были раскуплены за считанные недели. Успех гравюр способствовал тому, что в 1834 году издатель, с которым сотрудничал Хиросигэ, повторно выпустил эту серию уже в виде альбома. Таким образом, имя художника стало постепенно известно всему Эдо.
Середина 1830-х годов стала самым плодотворным периодом в жизни Хиросигэ. Но завершился он трагически: в 1839 году скончалась первая жена художника. Вскоре он женился вторично. Документальные свидетельства говорят о том, что мастером в 1840-е годы владело постоянное беспокойство, усугубившееся также смертью сына Тюдзиро. Он совершал длительные путешествия по стране, часто переезжал с места на место и лишь в конце десятилетия, вернулся в собственный двухэтажный дом с садом. Здесь у него была обширная мастерская, ученики и помощники, но Хиросигэ тяготился преподаванием. Он не мог быть хорошим учителем, ибо превыше всего дорожил минутами созерцательного уединения. Тем не менее, в разное время у него обучалось около двух десятков учеников.
В 1849 году после смерти Хокусая, Хиросигэ стал самым известным японским художником — пейзажистом. Множество заказов, выполнявшихся в это время, лишали его времени для сосредоточенного созерцания и поиска точных выразительных средств. Гравюры Хиросигэ этих лет часто оставляют желать лучшего, и сам художник, вероятно, понимал, что переживает не лучший творческий период. В эти годы он часто говорил о своем желании порвать с искусством, «прежде чем годы и усталость опозорят его былую славу».
В 1856 году Хиросигэ принял постриг и стал монахом, живущим в миру. К этому решению он шел довольно долго, еще в 1847 году избрав себе участь послушника. Художник умер в 1858 году, вероятно, во время эпидемии холеры. Он был похоронен рядом с могилами родителей в храме Тогакудзи.