Картина Николаса Хильярда - Юноша среди розовых кустов
Английский художник и теоретик искусства, мастер ренессансной портретной миниатюры.
Родился в семье ювелира. Учился у отца, а также (в 1562–1569) у королевского ювелира Р. Брандона. Первый настоящий миниатюрист Англии Хиллиард был самоучкой.
Неизвестно, кто был его наставником в миниатюрной живописи, сам же он пишет, что старался следовать манере Г. Хольбейна Младшего. В отличие от последнего Хиллиард писал миниатюры с натуры, не используя подготовительного рисунка.
Став придворным миниатюристом королевы Елизаветы I (около 1570), жил преимущественно в Лондоне.
В 1576–1578 состоял на службе герцога Алансонского во Франции, получив возможность изучить местный карандашный портрет и искусство школы Фонтенбло.
Писал портреты на пергаменте и маленьких кусочках бумаги (обычно использовались фрагменты игральных карт), избегая плотной светотеневой лепки объемов. Главными его выразительными средствами были нежные тона акварели и изысканный маньеристичный рисунок.
С конца 1580-х годов все чаще представлял модель в полный рост, соединяя принципы миниатюры и придворной картины. Дополнял свои произведения эмблемами и каллиграфическими девизами.
Он и его ученик Айзек Оливер были лидерами в области миниатюрного портрета.
Стиль мастера складывался под влиянием Хольбейна и традиций средневековой миниатюры. Хиллиард избегал светотени и работал в основном тонкой изысканной по форме линией, используя чистые нежные тона акварели. Прибегая к ограниченным изобразительным средствам, при известной плоскостности изображения он удивительно точно передает живое сходство с натурой. Ему порой достаточно несколько капель краски, чтобы воспроизвести тонкие кружева воротника или сияющий драгоценный камень. Роскошные прически дам усыпаны золотыми украшениями, пышные костюмы переливаются, словно диковинное оперение райских птиц. Впечатление от живописной тонкости работы мастера-миниатюриста замечательно передал Шекспир: «Художник, как паук, сплел золотую нить — ловить сердца, как мошек в паутину».
Среди его известных работ – «Автопортрет» (1577, Музей Виктории и Альберта),
«Сэр У.Рэли» (около 1585, Национальная портретная галерея), «Юноша среди розовых кустов» (ок. 1588, Музей Виктории и Альберта), «Неизвестный на фоне пламени» (1580-е годы, там же), «Елизавета I в образе Цинтии» (ок. 1600, там же; все работы – в Лондоне), «Королева Елизавета» (1572, Национальная Галерея), «Портрет молодежи» (1588, Музей Виктории и Альберта, Лондон).