Цены в СССР/ Чайница
Фарфоровая чайница “Птицы” Ленинградского фарфорового завода им. Ломоносова. Позолота. Кобальт. Красное клеймо. ЛФЗ. СССР
История русского фарфора хорошо известна в деталях и именах, но мне любопытно знать: что фарфоровая чайница может рассказать сама о себе?
Декор “Птицы”
Китайский фарфор впервые был привезён в Европу в XVIII веке португальцами.
Тогда он не просто был по достоинству оценён - им восхищались, особенно искусной росписью. Мало того, любое изображение на изделиях имело особый философский смысл и свою трактовку.
Если взглянуть на декор чайницы с этой стороны, то по китайским поверьям
“стайки маленьких птичек несут благие вести дому, где стоит посуда с их изображением”.
Позолота и кобальт
Это скорее дань традиции, поскольку раньше глубокий темно-синий цвет (кобальт) с золотом отделки ассоциировался с торжествами и дворцовыми приемами. Со временем такой декор перешёл в разряд “классический” и, тем не менее, не потерял своей элегантности.
Художник, расписывающий изделие, должен обладать определёнными навыками, помня, что надглазурные краски до обжига имеют совершенно другой тон и резко меняются после обжига.
Красное клеймо
Для периода 70-х - 80-х красное клеймо завода было обычным делом. Вместе с этим клеймом на изделиях могли указать и группу сложности рисунка (всего их было от 6 до 15), редко встречается маркировка “вне гр.”, что означает работу очень высокой сложности - вне групп. На изделиях чаще всего указывали и сорт самого изделия. Для первого сорта использовали клейма красного цвета, для второго-синее, для третьего- зелёное.
ЛФЗ. СССР
Изначально история фарфорового производства началась с Невской порцилиновой мануфактуры, которая к 1765 году стала именоваться “Императорский фарфоровый завод”. В 1925 году Российская академия наук отмечала своё 200-летие и государственное уже к тому времени предприятие получило официальное наименование “Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова”(сокращённо - ЛФЗ, Ломоносовский фарфоровый завод)
Сегодня изделия этого завода можно встретить не только в Эрмитаже и музеях столицы, в Нью-Йорке и Лондоне, но и в наших домах тоже. Часто это довольно простые утилитарные изделия, но вековые традиции мастеров делают их маленькими произведениями искусства. Наверное поэтому их приятно получать в подарок, держать в руках, разглядывая не торопясь кобальтовый рисунок птиц, сидящих на ветках.
Цена на аналогичном изделии времён СССР значится 15,50 рублей (в ценах конца 80-х).
Сегодня на винтажных аукционах такая чайница в отличном состоянии может стоить от 2500 до 3000 рублей.